Кто такой бизнес-консультант

Содержание данной статьи:

1. Кто такой бизнес-консультант и чем он отличается от коуча;
2. Какими бывают бизнес-консультанты;
3. Как работает бизнес-консультирование;
- Маленький проект;
- Крупный проект;
4. Какие задачи стоят перед консультантом;
5. Как выбрать специалиста в данной сфере;
- Проверка опыта работы в консалтинговых компаниях;
- Проведение тестирования;
- Проведение группового ассессмента;
- Тестовое решение бизнес-кейса;
- Оценивание результатов собственного проекта кандидата;
6. Коротко о главных нюансах.


Я всегда относился к бизнесу как к приятному развлечению и порой забываю, где кончается работа и где начинается личная жизнь.

Ричард Брэнсон
Кто такой бизнес консультант и чем он отличается от коуча
Бизнес-консультант – человек, который находит возможности роста компании и говорит как, что и кому необходимо сделать, чтобы их осуществить. Но сам при этом не делает ту работу, которую должны выполнить сотрудники компании.

Важно! Если вы думаете, что на самом старте вам нужен бизнес-консультант – он вам не нужен. Если вы не разбираетесь в тонкостях бизнеса, легко можете попасть на псевдо специалиста, который ничему хорошему вас точно не научит. Лучше уж научиться на своих ошибках, понять, как все устроено, и только после этого обратиться за помощью к профессиональному консультанту.

Как только вы получите базу в сфере бизнеса и научитесь отличать лиды от конверсии, можете смело прибегать к помощи специалистов со стороны.
Консультант против коуча
Давайте представим ваш бизнес. Все идет хорошо, компания развивается, но вдруг возникают проблемы, к примеру, падает поток клиентов, который до этого шел вверх. Вы никак не можете понять, откуда появилась данная проблема, пытаетесь что-то делать, но все бесполезно. Тогда вы понимаете, что вам нужен человек, который сможет с легкостью разрешить вашу проблему. Но кто вам нужен, бизнес-коуч или консультант? Давайте разберемся.

Консультант – человек, который придерживается системы и теории. Он проведет детальный анализ, найдет все слабые места вашего бизнеса и составит план работ (поэтапно).

Роль консультанта:

- Предоставит мнение эксперта;
- Скажет, что нужно делать и как;
- Поможет с принятием решения или примет его сам;
- Составит всевозможные планы и прогнозы;
- Выведет вас на результат;
- Даст множество рекомендаций и распоряжений.

Коуч – грубо говоря, психолог, который призван вдохновлять вас на новые свершения. Он внедряется в коллектив и начинает собирать информацию. После этого он подталкивает вас к определенным действиям и решениям.

Роль коуча:

- Участвует и практикует. Выступает в роли партнера;
- Задает наводящие вопросы, в ходе которых вы находите решение своей проблемы;
- Мотивирует вас и подталкивает к принятию решений;
- Помогает реализовать возможности;
- Помогает наладить процесс работы;

Коуч воздействует на эмоциональную составляющую персонала и пользуется своим личным опытом, а консультант является профессиональным аналитиком и советчиком, который основывается на том, как должно быть. Здесь уже придется решать, кто вам больше подходит.

В качестве партнера вы должны найти кого-то, кто дополняет ваши умения. Вам не обязательно нужен кто-то успешный.

Джек Ма
Какими бывают бизнес-консультанты
Проблемы в бизнесе возникают на самых разных этапах. Чтобы обзавестись толковым бизнес-консультантом, нужно понимать, какими они вообще бывают. Для того, чтобы вам было проще, мы разделили специалистов на две основные группы:

1. Консультант в определенной нише. К примеру, ваш бизнес –компания, занимающаяся строительством многоэтажных домов. Вы ведь не станете нанимать консультанта из торговой сферы. В каждой определенной нише нужен специалист, который имеет опыт именно в ней.

2. Универсальный консультант (не привязан к одной нише). Такой специалист знает особенности различных сфер деятельности, способен легко переключаться на различные направления бизнеса, но он не сможет так глубоко проработать ваши проблемы, как специалист в определенной нише.

Есть другой способ классификации бизнес-консультантов – по предметной области или направлению:

- Маркетинг;
- Менеджмент;
- Продажи;
- Бухучет;
- Стратегия.

Но практика показывает, что бизнес-консультанты чаще всего сочетают в себе несколько направлений, так как одно строится на другом. К примеру, продажи строятся на маркетинге, менеджмент вряд ли сможет существовать без стратегии, а бухгалтерия не будет функционировать без финансов. Кстати, стратегия является самым обширным и дорогостоящим направлением. Чаще всего бизнесу необходима скорая помощь в предметной области.

Вывод: прежде, чем искать специалиста, поймите проблему и определитесь, какой именно профессионал вам нужен.


У главы компании должно быть видение развития компании на много лет вперед.

Джек Ма
Как работает бизнес-консультирование
Кто такие бизнес-консультанты мы разобрались, теперь нужно понять, как это вообще работает, чем консультант занимается во время рабочего процесса, как строится его деятельность. Это нужно понимать для того, чтобы в дальнейшем оценить эффективность его работы. Выделим два алгоритма: маленькие проекты и крупные.

Маленькие проекты

Бриф. Встреча, знакомство кандидата и заказчика. Здесь устанавливаются задачи и обговариваются проблемы;

Составление шаблона плана. Специалист предлагает вам наброски первоначального плана действий;

Заключение договора. После того, как все условия обговорены, заключается договор между консультантом и заказчиком;

Составление глубокого аудита. Перед тем, как начать работу, бизнес-консультант занимается изучением внутренней и внешней среды фирмы. Обычно на маленьком проекте на эту занятие уходит неделя или две. На основе этого аудита вносятся правки в тот план, который был составлен перед заключением договора;

Составление и распределение технических заданий. Консультант подготавливает задачи и распределяет их для каждого специалиста;

Выдача ТЗ специалистам. Консультант передает ТЗ (технические задания) в руки ответственных специалистов;

Промежуточные встречи. Необходимы для выяснения статуса: "Все ли в порядке?";

Закрытие проекта. Завершение работ по проекту в случае действия корректировок. Если правки специалиста дали результат, работа считается выполненной.

Крупные проекты

Все также начинается с брифа. Этот пункт является первоначальным для любого проекта;

Начальный план работ;

Задаток, предоплата. На крупных проектах это условие является обязательным;

Составление плана;

Заключение договора;

Составление технических заданий;

Выдача ТЗ;

Промежуточные оценки результатов. Специалист контролирует / проводит корректировку действий сотрудников для лучшей эффективности;

Завершение работ по проекту;

Вторая часть оплаты работы бизнес-консультанта;

Контрольная встреча для контроля долгосрочных результатов. Через пару месяцев после завершения проекта консультант встречается с заказчиком для того, чтобы посмотреть на поведение проекта в долгосрочной перспективе.

Большие проекты требуют больших затрат по времени и силам, нежели маленькие. Как правило, сколько по времени длился проект, столько и консультант проработал с данной компанией. Руководству важно получить максимальное количество встреч с консультантом для того, чтобы контролировать его работу. Однако есть установленный минимум – 5 встреч по маленькому проекту и 8 по крупному. Остальные нюансы обговариваются уже в конкретных случаях лично.

Какие задачи стоят перед консультантом
Этот вопрос полностью зависит от главной цели. Она делится на задачи, которые впоследствии разделяются на подзадачи. К примеру, бизнесу требуется увеличение прибыли. В таком случае консультант проводит анализ и определяет, каким образом можно выйти на достижение этой цели. Затем он разбивает ее на конкретные задачи и подзадачи, выстраивая, таким образом, структурное дерево, по которому в дальнейшем будут проводиться работы.

Пример:

Цель: Увеличение прибыли

Как это сделать:

1. Повышение дохода;
- Увеличение объема производства;
- Увеличение цен.

2. Снижение издержек.
- Снижение постоянных издержек;
- Снижение переменных издержек.

То есть, специалист изначально понимает, что есть два пути, по которым можно выйти на достижение поставленной цели. Так и появляются структурные деревья с задачами и подзадачами.

Это не конечные задачи, которые может поставить бизнес-консультант. Все оставшиеся цели выстраиваются в процессе. Хорошим решением будет назначить сотрудников, ответственных за выполнение каждой отдельной задачи.

Если вы не знаете все про ваших конкурентов, или вы недооцениваете их, или вы не видите в них угрозу, то вы обязательно проиграете.

Джек Ма
Как выбрать специалиста в данной сфере
На сегодняшний день рынок специалистов подобного рода довольно широкий, поэтому никаких проблем с выбором у вас возникнуть не должно. Давайте разберем некоторые критерии, по которым стоит проводить отбор кандидатов:

Опыт работы

Обратите внимание на наличие опыта у специалиста: стажировка, бэкграунд, портфолио, наличие известных клиентов, имеющих хорошую репутацию – всё это и является практическим опытом консультанта по бизнесу.

Проверьте, есть ли у консультанта опыт работы в консалтинговых компаниях;

Проведите тестирование;

На практике применяются три вида тестирования: проверка теоретических знаний, логический тест и тест по личностным характеристикам.

Провести групповой ассессмент

Для тех, кто успешно справился с тестированием, проводится групповое собеседование. Это необходимо для того, чтобы найти лучшего среди всех оставшихся на данном этапе. Провести данное собеседование можно в виде бизнес-игры или в любом другом формате, который позволит смоделировать необходимую ситуацию.

Дать бизнес-кейс и попросить его решить;

Произвести оценку результатов собственного проекта кандидата;

Провести оценку качества портфолио и завершенных проектов.

Коротко о главных нюансах
За превосходным результатом бизнес-консультанта всегда стоит множество процедур и процессов. В заключение данной статьи хотелось бы выделить несколько основных моментов по данной теме:

Ниша / универсальность. Для получения максимально точного анализа и решения своей проблемы найдите специалиста в определенной нише и направлении;

Частота встреч. Неважно, каким по размеру будет проект. В любом случае консультант должен провести несколько встреч с заказчиком (5-7 в среднем) для того, чтобы проанализировать результаты и скорректировать план;

Найм специалиста. Во время подбора специалистов стоит опираться на опыт и образование. Проверку знаний и навыков можно провести различными способами. Лучшие: решение кейса, групповой ассессмент;

Стоимость услуг. Цена на услуги бизнес-консультанта зависит от размеров проекта и опыта специалиста. Важный нюанс: вам необходимо определить, стоит ли нанимать специалиста в штаб или подойдет наемный работник.

Думай о конце дела, о том, чтобы счастливо выйти, а не о том, чтобы красиво войти.

Эразм Витело
Юрий Веселов
Руководитель отдела консультирования