Техники продаж

Многие финансовые специалисты и топ-менеджеры задаются следующим вопросом: какая же техника продаж самая эффективная. На него нельзя дать однозначного ответа, если мы говорим об объективности. Во-первых, каждый специалист выбирает для себя наиболее подходящую методику, что субъективно. А во-вторых, в разных ситуациях могут эффективно работать разные методики продаж, которых довольно много на сегодняшний день. И каждая из техник имеет место быть и заслуживает внимания к себе.

Большую роль при выборе методики продаж играют сфера деятельности бизнеса, продуктовая матрица, потребительский сегмент и еще множество других факторов, поэтому лучшим вариантом для решения вопроса, связанного с выбором методики, будет изучение системы продаж самой компании. Следует детально разобраться с данным вопросом и посмотреть, какие инструменты используются маркетологами.

Деньги, конечно, деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся их главная сила. Деньги сравнивают все неравенства.

Федор Достоевский

Для чего нужна техника продаж
Если подумать логически, специалист без необходимых навыков никому не нужен. Также и здесь – без навыков продавать очень сложно. Статистика говорит, что только 5% людей любят это занятие и умеют продавать хорошо. На сегодняшний день, можно сказать, дефицит специалистов в этой сфере (продаж). Это дает нам понимание того, что квалифицированные сотрудники сейчас очень востребованы на рынке труда.
Классическая система
Классическая система продаж состоит из следующих пунктов: установить контакт, выявить потребность, презентовать, проработать возражения, закрыть сделку. Ниже мы подробно разберем каждый из них.

Установить контакт

Очень часто разговор начинается с такой интересной темы, как “ни о чём”. Это нужно для того, чтобы создать положительную атмосферу и видимость доверительных отношений. Очень важно на данном этапе зарекомендовать компанию, как лучшую среди всех конкурентов. Кроме того, необходимо создать хорошее впечатление и о самом продавце. Все это в целом образует неплохой образ, который наводит клиента на правильные мысли. После чего должен последовать позитивный разговор. Главная цель – сделать так, чтобы клиент стал с вами соглашаться.

Если нет возможности устанавливать контакт с клиентами в режиме онлайн, попробуйте воспользоваться специальными плагинами для сайтов, которые вам в этом помогут: обратный звонок, чат или другие формы обратной связи.

Выявить потребность

Если у вас есть возможность предварительно подготовиться к данному этапу, обязательно ей воспользуйтесь, так как этот пункт может занимать до 60% от всего времени коммуникаций. После хорошей работы над данным блоком и выявления всех необходимых аспектов можно переходить к следующему этапу – презентации продукта.

Прежде, чем спорить, давайте считать.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Презентация

На данном этапе самое главное – знание самого продукта, а также его ценности. В этом помогут разобраться следующие моменты:
  • Характеристики, свойства и качества;
  • Особенности и преимущества;
  • Недостатки;
  • Цена и ее допустимый диапазон;
  • Факторы, повышающие ценность.

Составлять конкуренцию при помощи максимальной скидки – далеко не лучший вариант. Куда разумнее будет повышение ценности продукта для покупателей. А формируется ценность из следующих факторов:

  • Соотношение цены и качества товара;
  • Воздействие на психологические и эмоциональные характеристики.

Ко второму пункту также относятся: сервис дополнительных услуг, рекомендации к использованию, полезная информация, которая недоступна для широкого круга, чувство индивидуальности. В том случае, когда эмоциональные характеристики совпадут с потребностями покупателя, процент успешной сделки тут же увеличится в разы.

Блоки, которые важны для презентации:

  • Информация о компании, ее история, истоки и т.д;
  • Подробное описание продукта и его истории;
  • Пояснение ценности продукта для клиентов со всех сторон: в плане экономии средств и психологической потребности;
  • Экспертный имидж продавцы;
  • Предоставление гарантии;
  • Социальные факторы, такие как отзывы, благодарственные письма, рекомендации и т.д;

Каждый пункт должен быть донесен до покупателя в краткой форме, ёмко и легко. Финальной точкой данного этапа будет готовность клиента приобрести товар, то есть совершить целевое действие – покупку. Для проверки данного фактора можно воспользоваться простыми дополнительными вопросами:

  • Какое у вас мнение на счет нашего предложения?
  • Подходит ли продукт для ваших целей?
  • Что вам понравилось в данном предложении, а что нет?

После того, как вы получите ответы на данные вопросы, сможете понять, готов ли клиент к заключению сделки.

Проработать возражения

Именно на этом этапе раскрывается весь потенциал продажника. Специалисту важно осознать, что возражения пропорциональны скрытым вопросам. То есть, это очередная мотивация к тому, чтобы еще глубже покопаться в мотивах и критериях, благодаря которым клиент принимает решение.

На самом деле, начинать работу с возражениями необходимо еще до прямого контакта. Делается это за счет написания формального сценария. То есть вы садитесь и продумываете все известные вам возражения и прописываете возможные развития событий. Вы знать четкий ответ на каждое из возможных возражений.

Полезные советы:

  • Придумайте, как минимум, один исход на каждое возможное возражение;
  • Старайтесь продумывать структуру и логику ваших ответов так, чтобы заранее отвечать на возражение клиента до того, как он успеет его озвучить;
  • Формулировку возражения стоит уточнять;
  • Никогда не спорьте с покупателем открыто. Помните поговорку о том, что клиент всегда прав? Возьмите ее за правило, которого необходимо строго придерживаться. Вы должны пользоваться “тактикой присоединения”, то есть сначала соглашаться с покупателем, показывать, что вы понимаете его сомнения, проявлять заинтересованность и искреннее желание оказать помощь в вопросе покупки. И только после этого вы можете излагать вашу позицию.

Деньги — это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны.

Уильям Сомерсет Моэм

Примеры частых возражений:

  • Слишком высокая стоимость;
  • Есть предложения дешевле;
  • Если заказать в интернете, выйдет намного дешевле.

Именно поэтому ваша основная задача – максимально повысить ценность предлагаемого товара, о чем мы и говорили выше.

Новичкам кажется, что существует огромное количество подобных возражений и запомнить их просто нереально, но это вовсе не так. Основываясь на опыте можно сказать, что свыше 90% таких ситуаций вполне предсказуемы. А остальные 10% можно наработать уже по факту их возникновения.

Закрыть сделку

Вы установили контакт, выявили потребности, предоставили товар, проработали все возражения. Вроде бы все пункты пройдены и клиент у вас на крючке. Но не всегда это бывает именно так. Ваша задача на данном этапе уточнить у клиента, готов ли он совершить покупку. Делается это с помощью специальных открытых вопросов, о которых мы говорили на этапе “презентация продукта”.

Полезные советы:

  • Выстраивайте диалог в контексте того, что клиент уже принял положительное решение о покупке;
  • Переключите внимание покупателя на второстепенные условия. Это поможет в случаях с нерешительными клиентами;
  • Постройте диалог так, чтобы вам как можно чаще отвечали “да”. Это довольно просто, вам просто нужно заранее придумать такие вопросы, на которые явно последуют положительные ответы;
  • Не переставайте повышать ценность товара;
  • Создайте “ощущение дефицита”. Дайте клиенту понять, что товар действительно востребован и ограничен;
  • Между строк упоминайте тот факт, что стоимость на данный продукт будет расти, или скоро закончится действующая акция.

Вот из таких этапов и состоит классическая схема продаж. Главный фактор – специфика бизнеса. Есть множество случаев, когда продавцы после завершения сделки продолжают контактировать с клиентами. Например, если покупатель является постоянным. В этом случае между продавцом и покупателем устанавливаются долгосрочные отношения, во время которых осуществляются повторные сделки.

В обязательном порядке вовремя выполняйте все обещания, которые вы дали своим клиентам. Это является фундаментом доверительных взаимоотношений.

Во время общения людям важно ощущать внимание к своей персоне и искрению, неподдельную заинтересованность. Поэтому старайтесь изначально выстраивать доброжелательные отношения с потенциальным покупателем, и поддерживать их на протяжении всей беседы. Следуя данным рекомендациям, вы получите не только множество успешных сделок, но и положительные отзывы от ваших покупателей. А это постепенно приведет вас к постоянному спросу на товары.

После того, как вы наберетесь опыта и поймете, как устроены продажи, можно отступаться от классической схемы и пробовать что-то другое. А потом возвращаться к истокам и анализировать, что дает лучший результат.

Я убежден: половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость. 

Стив Джобс

Лучшие техники продаж современности

AIDA: техника активной продажи


Имеет два движущих компонента – силу убеждения и выявление реальной и потенциальной проблемы покупателя. Очень важно, чтобы продавец сумел настроить клиента на покупку.

Применяется данная техника в довольно широком диапазоне сфер деятельности, так как позволяет заключить практически любую сделку. Основывается AIDA на четырех компонентах:
  • Внимание;
  • Заинтересованность;
  • Желание;
  • Действие.

ПЗП: техника активной продажи


Весьма популярная техника, аббревиатура которой расшифровывается следующим образом: Привлеки внимание, заинтересуй, продай. Разберем данные этапы по порядку:

Привлеки внимание

Основная загвоздка в том, что на данном этапе нужно предложить продукт человеку, который в принципе в нем не нуждается. То есть человеку, который не является потенциальным покупателем, пришедшим с целью покупки. Что нужно сделать? Как и в классической схеме, клиента необходимо расположить к себе. Этот навык, по сути, является основным для продажника.

Привлечь внимание можно при помощи грамотных вопросов, которые необходимо заранее сформулировать. Цель данного опроса в том, чтобы человек отвечал только “да”. То есть все ответы должны быть положительными.

Бывает такое, что люди сразу говорят о том, что им это не интересно. Любой грамотный продавец всегда готов к подобной ситуации. Тут очень важно не закончить диалог сразу же после подобной фразы. Иначе вы потеряете возможность получить выгодную сделку. Как же все-таки отреагировать в такой ситуации? Для начала нужно понять, что если человек не желает разговаривать, ни в коем случае нельзя начинать презентацию своего продукта. Вы получите только зря потраченное время. Кроме этого, большими ошибками станут попытки привлечения внимания за счет скидок и прочих специальных условий. Куда продуктивнее будет выявление причины, из-за которой человек не хочет говорить с вами. Попробуйте выяснить это при помощи тактичных вопросов.

Заинтересуй

После того, как вы смогли установить контакт с потенциальным покупателем, важно не упустить его из рук. Теперь ваша цель – максимально преподнести ценность вашего продукта и повышать ее до момента заключения сделки. Это необходимый навык для любого продажника. Без данной способности вы не сможете выйти на успешный уровень в данной сфере.

Продай

Вроде бы и говорить на эту тему нечего. Клиент вам деньги, а вы ему товар – все, расход. Но нет, так делать не стоит. Вы ведь хотите обзавестись постоянными покупателями? После того, как вы совершите продажу, нельзя прекращать дружелюбный контакт с клиентом. Поблагодарите его за покупку, а после предложите свой номер телефона на будущее. Представьте это как возможность обращаться к вам лично. Кроме того, попросите его порекомендовать вас родственникам и знакомым. Таким образом, вы очень быстро наберете свою клиентскую базу и получите много успешных сделок.

Чтобы добиться успеха, нужно сделать всего 2 вещи: чётко определить, чего вы хотите на самом деле, а затем заплатить за всё это требуемую сумму. 

Нельсон Бункер Хант

Консультативные продажи


Отлично подойдет для сложных товаров, во время покупки которых клиент долго мечется и не может сделать выбор. Процесс данной техники строится следующим образом:
  • Знакомство. Представляемся и рассказываем вкратце о своей компании;
  • Сбор информации. Используем вопросы для того, чтобы узнать о проблемах покупателя и его опыте в покупках;
  • Предложение. Анализируем собранную информацию и предлагаем товар, позиционируя его с выгодной стороны;
  • Стоимость. Показав ценность товара, говорим о его стоимости;
  • Сделка.

SPIN


Эта техника неплохо сочетается с сегментом дорогих продуктов и услуг. Движущий фактор – подталкивать клиента к нужному выводу при помощи вопросов, которые бывают 4-х типов:
  • Ситуационный. Такой вопрос направлен на то, чтобы понять текущее положение дел;
  • Проблемный. Раскрывает потребность клиента;
  • Извлекающий. Толкает к мыслям о том, что будет, если не решить проблему;
  • Направляющий. Помогает представить развитие событий в случае решения проблемы.

Концептуальные продажи


Состоят из трех факторов:
  • Выявить картину “идеальной” концепции;
  • Преподнести информацию с нужной стороны;
  • Выяснить, насколько клиент заинтересован в покупке.

Челлендж-продажи


Технику разработали Мэттью Диксон и Брент Адамсон. В то время, данная методика разрушила существующие стереотипы благодаря своему нестандартному подходу. Можно разделить на три этапа:
  • Обучаемся. Формируем имидж эксперта, смотрим на бизнес по-новому;
  • Адаптируемся. Устанавливаем отношения, выявляем потребности, проблемы;
  • Контролируем. Продавец – ведущий. Он ведет клиента, который, в свою очередь, позволяет это делать.

Sandler


Данная техника была разработана Дэвидом Сэндлером. Система построена на том, что качество сделок куда важнее, чем их количество. В отличие от остальных техник, данная говорит так: если клиент не заинтересован – переходим к следующему. То есть мы не держимся за одного человека, и не пытаемся заинтересовать его всеми возможными способами.

Если ты не готов трудиться, значит, ты готов проиграть. 

Марк Спитц

Клиентоориентированные продажи


  • Нельзя использовать шаблоны;
  • Необходимо проявлять заинтересованность и внимательно слушать покупателя, а не просто советовать;
  • Удерживать контакт только с теми клиентами, которые принимают решения;
  • Не пытаться любыми способами продать товар, а действительно решать проблему;
  • Не выстраивать отношения, а решать задачу;
  • Закрывать сделку как можно быстрее и эффективнее, уметь выявлять и отсекать бесперспективные;
  • Подстраиваться под сроки и скорость покупателя, не диктовать свои условия;
  • Не уговаривать, а мотивировать к покупке.

Действуйте и продавайте


Теперь вы знаете, как устроена классическая схема продаж. Кроме того, вы познакомились с множеством эффективных техник, которые сможете применять на практике уже сейчас. Пробуйте и анализируйте – так вы будете набирать опыт и станете успешными в данной сфере.

Андрей Автономов
Исполнительный директор