Когда мы говорим о стратегической структуре фирмы, важно учитывать тот факт, что стратегия является одновременно и детерминированной (четко спланированная) и стохастической (формируется под влиянием некоторых факторов). Какая из этих характеристик будет преобладать, зависит от того, насколько нестабилен уровень функционирования среды организации. Чем выше будет уровень нестабильности, тем больше в стратегию будет вклиниваться случайный творческий подход менеджеров, оценивающих ситуацию.
Соответственно, стратегия является комбинацией запланированных операций и оперативных решений, которые отвечают за адаптацию компании к новым ситуациям, возможностям для получения конкурентного преимущества и угрозам по спаду позиций на рынке.
Экономическая стратегия фирмы определяется, как высшая форма искусства предпринимателя. Она способна охватить теоретические и практические вопросы, связанные с подготовкой компании к успешному ведению бизнеса, исследовать закономерность во внешней и внутренней среде, разрабатывать способы и виды планирования и осуществления стратегических действий, ставить цели и задачи подразделениям, распределять ресурсы.
Стратегию можно назвать моделью, которая интегрирует основную цель компании, ее политическую структуру и действия в одно целое. Стратегия нужно не просто для того, чтобы представлять, как необходимо сопоставлять себя конкурентам и противникам. Она касается более фундаментальных аспектов природы компании. По сути, стратегия может иметь дело с чем угодно: товарные процессы, политика взаимодействия с клиентом и поставщиком, самостоятельные интересы фирмы, социальные обязанности, элементы управления и т.д. Если стратегия сформулирована верно, она позволит правильно распределить и упорядочить ресурсы компании, несмотря на изменения внешней и внутренней среды.
На стратегию можно смотреть с двух сторон: априорное заявление, призванное толкнуть деятельность в нужном направлении или апостериорное обобщение для предпринятого ранее действия. Из-за этого стратегия рассматривается как модель (заранее продуманная или построенная по ходу событий), план, ловкий прием или позицию. Так стратегия компании является средством, толкающим организацию на достижение желаемого результата.
Бизнес — это игра, величайшая игра в мире — если вы знаете, как в нее играть. Томас Уотсон