Создание онлайн курсов по обучению

У вас в планах стоит создание собственных электронных курсов, но вы не знаете с чего начать, и процесс вызывает уйму вопросов, таких как: “С чего начать?”, “Как провести анализ аудитории?”, “Как правильно выполнить оформление курса?”, “Какие задания разработать?, ”Что должно быть в программе обучения?” и так далее? Тогда данная статья предназначена именно вам. Мы детально разберём весь процесс создания собственных онлайн-курсов по этапам.

Содержание:

1. Программа обучения;
2. Первый шаг - определение цели и задачи обучения;
3. Второй шаг - интервью с предметным экспертом;
4. Третий шаг - сценарий электронного курса;
5. Четвёртый шаг - оформление онлайн-курса;
6. Пятый шаг - создание диалогового тренажёра;
7. Шестой шаг - создание онлайн теста;
8. Седьмой шаг - создание обучающего видео;
9. Восьмой шаг - создание пилотного проекта;
10. Заключение.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Программа обучения
Программа обучения - это неотъемлемая часть любого онлайн-курса. Это тот фактор, который нужно тщательно проработать прежде, чем запускать проект. Программу обучения нужно построить таким образом, чтобы она была ёмкая, без лишней воды. От того, насколько эффективным будет ваш курс зависит его последующая популярность. Если человек по завершению обучения действительно получит тот результат, который вы ему предлагаете, он обязательно порекомендует ваш курс своим знакомым и друзьям.

Первым делом вы должны определить цели и задачи курса для того, чтобы понимать, как дальше выстраивать цепочку теоретического обучения и практических задач. Как правильно установить цели и задачи вашего будущего курса, мы расскажем ниже, в первом шаге. Также мы поэтапно разберём все дальнейшие действия.

Хотелось бы отметить, что существуют различные конструкторы онлайн-курсов, с помощью которых можно разрабатывать все необходимые материалы: курсы, тестовые задания, обучающие видео, тренажёры и скринкасты. Кроме того, вы можете собирать уже готовые блоки по типу конструктора. К таким можно отнести iSpring Suite.
Первый шаг - определение цели и задачи обучения
Для того, чтобы грамотно выявить цели и задачи будущего курса, вы должны дать чёткий ответ на вопрос: “Что должен уметь специалист по завершению обучения?”. Простых теоретических знаний для будущего сотрудника успешной компании или специалиста фрилансера точно не достаточно. Он должен обладать навыками, которые сможет применять на практике. Иначе никакого результата от его работы ждать не стоит. После того, как вы обдумали данный вопрос и получили от себя чёткий ответ, составьте план, в котором укажите все необходимые специалисту данные. От этого плана вам и нужно отталкиваться при составлении программы обучения.

Необходимость правильности постановки целей и задач курса заключается в дальнейшем выборе правильного инструмента для обучения: на сегодняшний день онлайн-курсы состоят не только из наборов слайдов, но и всевозможных тестовых заданий, обучающих видеороликов, тренажёров и так далее.

К примеру, если вы обучаете продавца, важно дать ему не только информацию о продуктах, компании и её особенностях, но и научить их решать поставленную задачу: повышение продаж в несколько раз. Получается, что обучение разбивается на несколько блоков: теория и практика.

Опираясь на цели бизнеса можно заняться формулировкой задачи: научить продавцов продавать товар или грамотно снимать возражения по поводу цены продукта.

Заключение первого шага: данный этап подготовки дал вам чёткое понимание целей и задач будущего курса. У вас есть чёткий план, которого вы должны придерживаться при дальнейшей разработке обучающей программы.
Второй шаг - интервью с предметным экспертом
Предметные эксперты - это гуру своего дела. Они являются основными источниками информации и генераторами идей для разработки вашего курса. Поэтому старайтесь выстраивать с ними доверительные отношения, устанавливайте тесный контакт. Без экспертов будет куда сложнее выполнить все работы, описанные в предыдущем пункте: найти цель курса, аудиторию и составить план, в соответствии с которым будут разрабатываться обучающие материалы.

Эксперт поможет с подготовкой необходимого для создания курса материала: текстов, примеров из практики и кейсов. Во время разработки обучения вместе с экспертом важно обеспечить его свободой в выборе действий и контента, но также следить за тем, чтобы он не перегрузил ваш курс теоретическими знаниями, которые будет очень сложно сразу применять на практике.

Кроме того, консультация с экспертом будет бесценна, когда курс уже будет полностью разработан и готов к запуску. В данном случае эксперт выступит в качестве источника конструктивной критики и материалов, необходимых для окончательной доработки курса.

Заключение второго шага: теперь вы знаете, что вам обязательно нужен грамотный предметный эксперт, который хорошо знает сою работу. Без него вам будет намного сложнее подготовить хорошую программу обучения. Поэтому рекомендуем вам найти такого специалиста на начальных этапах разработки обучающего курса.

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.

Марк Твен

Третий шаг - сценарий электронного курса
Другими словами, сценарий является техническим заданием, детальным описанием и основой обучающих курсов. Поэтому собрать курс без подготовленного сценария невозможно.

Последующая работа над сценарием требует проработки всех нюансов: типа курса, его разделов, ситуаций для слайдов, содержания тестов, анимации и тренажёров. Сценарий курса будет зависеть от того, какого он будет типа: информационный, тренинговый или мотивационный. Также стоит учитывать уровень сложности. В процессе разработки сценария онлайн-курса будет разрабатываться его концепт, а уже потом будут готовиться отдельные элементы - модули - для большего удобства. Однако, разбивка курса на модули будет целесообразной только при условии, что он длиннее, чем пять слайдов.

Для того, чтобы не сделать процесс создание курса непонятным и запутанным, нужно заранее определить необходимые диалоговые тренажёры и тексы, а также продумать их типы и цели - для обучения или для проверки. Дальше необходимо написать небольшие сценарии для всех практических заданий.

После того, как у вас есть структура, можно переходить к следующему этапу - работе с материалом и текстами, которые вам предоставил эксперт.

Заключение третьего шага: если вы всё сделали правильно, то у вас на руках уже есть готовый сценарий будущего курса. У него есть чёткая структура, он имеет разделение на блоки и модули, отвечает на все заявленные цели и задачи курса и точно указывает на последовательность элементов.
Четвёртый шаг - оформление онлайн-курса
Успешные онлайн-курсы всегда выглядят красиво и аккуратно. При этом вам вовсе не нужно становиться профессиональным дизайнером. Если вам нужно сделать качественный дизайн курса, вы можете воспользоваться уже готовыми шаблонами и примерами.

Главных составляющих при разработке сценария шесть. Их обязательно необходимо изучить и использовать при дальнейшей работе:

  • Композиция;
  • Шрифт;
  • Выравнивание;
  • Контраст;
  • Цвет;
  • Стиль.

От этих факторов зависит удобство обучения, юзабилити курса, воздействие на обучающего со стороны психологии и общий приятный и опрятный внешний вид электронного курса.

Заключение четвёртого шага: после изучения основ дизайна вы научитесь упаковывать полезную информацию для обучения в красивую обёртку, которая будет приятная для глаза и понятная для восприятия, что очень важно.
Пятый шаг - создание диалогового тренажёра
Под видом диалогового тренажёра выступает интерактивное упражнение, имитирующее разговор с человеком, будь то покупатель, подчинённый или коллега. Тренажёр даёт возможность отработать навыки общения в формате диалога без рисков. Основа любого диалога - любой пример из практики, вокруг которого складывается сюжет ситуации.

Если вы создаёте онлайн-курс с нуля, вы должны решить, необходимо ли вам использование диалогового тренажёра. А если необходимо, то с какой целью. С помощью этого инструмента решаются конкретные цели обучения - получение навыка общения продавца с покупателем или навыка продажи нового продукта клиенту. Диалоги дают возможность обучать сотрудников говорить чётко и по делу, чтобы на практике исключить ошибки.

Заключение пятого шага: Теперь вы знаете, что такое диалоговый тренажёр, для чего он нужен и как им пользоваться.
Шестой шаг - создание онлайн теста
Любой обучающий курс обязательно должен оснащаться онлайн-тестами, так как это отличный способ проверки полученных знаний.

Если совершить ошибку в подготовке теста, возникнут сложности во время оценки результатов обучения. Точнее эта проверка станет невозможной. К подобным ошибкам можно отнести неочевидные ответы, слишком высокий или слишком низкий уровень сложности, подсказки в вопросах.

Если говорить о популярности тестирования в качестве метода оценки знаний, необходимо отметить, что более 80% зарубежных организаций используют именно такие тесты с целью оценки знаний сотрудников. В России тестами пользуются 69%.

Заключение шестого шага: теперь вы знаете, для чего нужны онлайн-тесты, и какие ошибки не стоит допускать во время их разработки.

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.

Николай Васильевич Гоголь

Седьмой шаг - создание обучающего видео
На сегодняшний день, в эру мобильных, компьютеров и YouTube, создание обучающих видеороликов считается обязательным. Без этого курс не получится таким наглядным. Информацию куда проще воспринимать на видео, чем в тексте. Это самый удобный и понятный формат подачи информации.

Можно выделить несколько типов обучающих роликов:

  1. Скринкасты - записи с экранов компьютера, которые сопровождаются закадровыми голосами комментаторов;
  2. Видеосопровождение - формат, в котором лектор сопровождает презентацию в PowerPoint;
  3. Видеоурок - обучение, которое по формату похоже на телепередачу с богатым видеорядом и разработанным сценарием.

Во время создания других форматов, первым делом нужно определить задачи обучения, целевую аудиторию, а потом заняться разработкой сценария и воплощения его в жизнь.

При современном уровне развития и доступности техники создание видео своими силами стало довольно простым процессом.

Заключение седьмого шага: теперь вы знаете, что видео являются неотъемлемой частью обучающих курсов, а также разновидности видео.
Восьмой шаг - создание пилотного проекта
Пилотным запуском проекта является тест-драйв обучающего курса, который позволяет найти слабые места и исправить неточности перед массовым запуском обучения.

Процесс проверки курса обязательно должен соответствовать установленным целям и задачам для того, чтобы последующее обучение было комфортным для учеников.

Пробный запуск поможет с поисками фактических неточностей, опечаток, устаревшей информации, а также со сбором мнений на основе обратной связи.
Этап пилотного запуска подразумевает, что через него пройдёт фокус-группа из числа опытных сотрудников и новичков с целью объективной оценки. После того, как этап пробного запуска прошёл, в курс необходимо внести доработки на его основании.

Заключение восьмого этапа: по сути у вас уже должен быть готовый курс, который будет протестирован при помощи пилотного запуска проекта. А после теста вы сможете перейти непосредственно к старту курса.

Признак хорошего образования говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.

Ралф Уолдо Эмерсон 

Заключение
Итак, в данной статье мы разобрали 8 основных шагов, необходимых для создания успешного онлайн-курса с нуля. Мы разобрали в следующих факторах:

  • Постановка целей и задач;
  • Определение аудитории;
  • Создание сценария курса;
  • Работа с экспертами;
  • Создание дизайна курса;
  • Создание видео-уроков;
  • Проведение пилотного запуска.

В конце хотелось бы пожелать вам удачи в начинаниях и дать совет: никогда не сдавайтесь!
Елизавета Борисова
Директор департамента производства