Самая главная задача, стоящая перед владельцем инфобизнеса, разобраться, что нужно перестроить у себя в голове таким образом, чтобы инфобизнес можно было систематизировать.
Существует несколько принципов мышления и подходов, позволяющих построить и поддерживать системный бизнес. Для того, чтобы их понять, необходимо понять три основные стратегии: стратегия собственника, стратегия бизнеса и организация работы, как собственника или генерального директора.
1. Стратегия организации работы, как собственника.
- Стратегическая вертикаль. При возникновении вопросов, затрагивающих внутренние системы или узкие места собственника бизнеса, необходимо подниматься на максимально высокий уровень мышления. Его нужно простроить. Состоит он из трех основных компонентов:
1) стратегия жизни. То, как вы выстраиваете свою жизнь.
2) стратегия и цели бизнеса.
3) структура бизнеса - это то, какой будет функциональная структура компании, должностей, оплаты и рабочих процессов.
Стратегическая вертикаль подразумевает, что стратегия важнее тактики. В процессе повседневной деятельности вы не делаете того, что не соответствует стратегии.
- Формула эффективности системы. Эффективность любой системы, вашего бизнеса и вас лично – это отношение энергии, которую вы направляете вовне, к энергии, направленной внутрь. Чем больше сил у вас уходит на решение внутренних проблем вашего бизнеса, тем меньше результативность системы.
Основные правила повышения эффективности системы:
- Не делать дважды одно и то же.
- Не ломать то, что работает.
- Минимизировать усилия на недолгосрочных направлениях
Если следовать формуле эффективности и принципу стратегической вертикали, то изначально мы делаем только те продукты, которые будут долгосрочно востребованы.
- Системный подход в инфобизнесе. Мы берем инфобизнес, делим его на отдельные системы, описываем работу каждой из них и затем уже отлаживаем эти системы одну за другой. На практике можно поступить так: выписать все системы, которые сейчас составляют ваш инфобизнес. Определить систему, которая более всего ограничивает дальнейший рост бизнеса.
- Документация. Все записываем и фиксируем! Это решает следующую проблему: если вы что-то объяснили, у вас фактически есть готовая инструкция. Вы можете взять эту запись и выложить на свой корпоративный портал. Можно делать аудиозапись всех планерок с сотрудниками, важных деловых встреч и других коммуникаций, которые пригодятся в
будущем.
- Мониторинг – это фиксация всего. Любой показатель необходимо начинать учитывать, фиксировать его письменно, вести регулярный круглосуточный хронометраж и четко знать, сколько времени и на что тратится.
- Проблемы менеджмента. Нужно осознавать, что сотрудник никогда не может быть причиной проблемы в вашей компании. Проблема в управленце.
2. Стратегия собственника
Упрощенно в стратегии собственника содержатся четыре основных пункта:
1. Ценности. То, что для вас в принципе по жизни важно. Может быть, это личные отношения, обеспеченность, личная свобода, духовный рост и так далее.
2. Принципы жизни, которые отвечают на вопросы «что я делаю?» и «чего я не делаю?». Они упрощают принятие решений. Вы один раз обдумываете и принимаете несколько принципов. Когда возникает сложная жизненная ситуация, вы вспоминаете их и руководствуетесь ими. Принципы вам сослужат хорошую службу, сэкономив силы для принятия решений.
3. Долгосрочные цели (5-10 лет и более).
4. Краткосрочные цели (на ближайший год).
В идеале вам нужно выделить какое - то время и продумать это все.
3. Стратегия бизнеса
После того, как прописана стратегия жизни, необходимо прописать свое видение бизнеса и его идею, его сильные стороны (конкурентные преимущества) и слабые стороны. Таким образом, вам заранее нужно определиться как со своими сильными, так и со слабыми сторонами.
Далее идут принципы ведения бизнеса. Принципы - это общие правила, не касающиеся конкретных систем и должностей. Они распространяются на весь бизнес вообще, на всех сотрудников. И их вы вдалбливаете в головы всех сотрудников, чтобы они повседневно следовали им.
Что вам даст прописывание общих принципов? Это сэкономит вам массу времени и сил. Если есть соответствующий принцип, решение принимается автоматически.
Далее прописываете долгосрочные цели бизнеса, а затем стратегию менеджмента и коммерческую стратегию. Коммерческая стратегия включает три компонента: рынок, продукт и сбыт. То есть, кому мы будем продавать, что будем продавать и как. Хотя бы в общих чертах нужно это прописать.