Школа коучинга

Термин “коуч” появился очень давно. В бизнес он пришел из спортивной сферы, где коучами (coach) называли тренеров. В значении этого слова с того времени практически ничего не изменилось. Вообще, спортсмен может стать успешным и без помощи наставника, если способен усердно работать над собой и не нарушать собственной дисциплины. Однако, если работа будет проходить в команде с наставником, она будет намного эффективнее, чем самостоятельная. В профессиональной деятельности, как и в спорте, необходимо четкое обозначение целей и корректно-составленный план действий, которого следует придерживаться во время работы. После того, как план готов, необходимо постоянно отслеживать прогресс и вносить необходимые корректировки.
Если вы ставите себя в положение, в котором вы должны покинуть свою зону комфорта, вы форсируете расширение своего сознания

Les Brown

Откуда берутся коучи
Все аналогично тренеру в спорте. То есть, коучи раньше сами могли быть “спортсменами”. Они могут прийти в коучинг с места предпринимателя или руководителя крупной компании. Но есть и другой вариант – коучи могли в прошлом работать в сфере психологи, консалтинга или HR. На сегодняшний день появилось множество обучающих программ, которые позволяют осваивать технологии коучинга всем желающим. Также существует много профессиональных сообществ, ассоциаций и сертификаций. Сообщества коучей, которые сотрудничают с бизнес-школами, распространяются особенно быстро. 

Профессионализм коучей всегда можно определить по таким факторам, как: образовательные регалии, наличие имени в ассоциациях и престижных группах по всему миру, рекомендации коллег.

Есть две стороны вопроса об образовании коучей: 1. Не существует такого сертификата, который бы гарантировал вам хорошие результаты; 2. Есть множество неучей и шарлатанов, которые пытаются выдать себя за профессиональных коучей говорит о том, что к выбору стоит подойти внимательно и ответственно. Данная проблема касается не только российского рынка, но именно в России она максимально распространена. Вы можете встретить даже таких “специалистов”, которые называют себя “коучерами” – это явно говорит о непрофессионализме.

Хороший коуч умеет работать не только индивидуально, но и с группой людей, что позволяет ему проводить обучающие программы, где он рассказывает о навыках работы с людьми. Для того, чтобы определить профессионализм коуча, стоит посетить бесплатный вебинар (практически каждый коуч их провидит). На данном мероприятии вы сможете понять, подходит вам этот специалист или нет. Именно доверительные отношения между коучем и его клиентом являются залогом будущего успеха. Поэтому выбирайте специалиста, с которым сразу же почувствуете себя комфортно.
Если я буду с кем-то работать вместе, мне придется считаться с его мнением, обсуждать, как что сделать. И тот комфорт, в котором я сейчас нахожусь — творить на свое усмотрение, — будет ограничен, чего я не хочу ни при каких финансовых перспективах.

Арас Агаларов

Каким должен быть профессор бизнес-школы
Идеальным вариантом профессора бизнес-школы является не просто преподаватель, но еще и исследователь – человек, который регулярно занимается изучением чужих кейсов и систематизацией разнообразных опытов реальных компаний, делая из этого вывода.

Обычно у профессора за плечами имеется многолетний опыт. Он прошел долгий путь, в котором присутствовало обучение в лучших учебных заведениях, аспирантура, диссертации, публикации научных статей и множество исследовательской работы. Стоит отметить, что публикации не просто в каких-либо научных источниках, а в реферируемых журналах. Если вы не знаете что такое реферируемый журнал, это такой источник, в который ученые пишут, они же редактируют, и они же читают. К примеру, одна статья на 20 страниц в таком журнале может на половину состоять из формул и ссылок на предыдущие публикации, без которых не получится сделать себе имя. Кроме этого, профессоры обычно занимаются преподавательской деятельностью со студентами на программах МВА или с бакалаврами, если программа предусмотрена в школе. После чего они могут перейти на Executive МВА и прочие программы для взрослых. Именно так происходит закалка будущего профессионала с определенными навыками и харизмой, позволяющей преподавать уже на уровне членов правления, CEO и владельцев бизнеса.

Существуют профессоры-практики, которые пришли в бизнес-школы уже с многолетним профессиональным опытом. Как правило, это умные люди, которые были постоянно заняты практической работой и повседневной суетой, и у них не было возможности остановиться и подумать, проанализировать то, что происходило вокруг. Обычно такие преподаватели ценятся за наличие научной степени и альтернативный карьерный путь.

Профессор отличается от мотивационного спикера своей главной задачей. В отличие от спикера, профессор должен оставить своих слушателей с новыми знаниями и навыками. Взрослых людей необходимо обучать методом вовлечения в процесс. Они должны четко понимать, где и как смогут применить полученные знания и навыки. Не стоит делать интерактивные семинары больше чем на 40-50 человек, это будет не очень эффективно. Многие школы считают, что можно собрать 80, 100, 150 человек, если позволяет помещение и технические приспособление. Но подумайте сами, какой тренинг будет более эффективным, где будет присутствовать аудитория в 150 человек или небольшой круг людей из 40 учеников? Ответ очевиден. Если планируется мероприятие больше, чем на 100 человек, это либо устаревший формат лекций, либо мотивационное выступление.

Спикер и мотивационный спикер одновременно – возможно ли такое?

Да, такой вариант имеет место быть, если книга, которую написал профессор, стала популярной настолько, что он сам стал звездой. Такой человек как раз знает, как он должен вести себя на публике. Он умеет заполучать внимание большой аудитории и планировать структуру своих сессий. Возьмем в пример Фрэнсиса Фукуяму и Майкла Портера. Они заполучили всемирную известность как академические исследователи, и уже потом обрели популярность за пределами данной сферы. Многие люди из других областей могут даже не знать эти имена, но легко перескажут вам часть из их книг, так как это великий соблазн, рассказать всем, что лично видел автора, который является одним из ведущих мыслителей современного мира.
В слове «ученый заключается только понятие о том, что его много учили, но это ещё не значит, что он чему-нибудь научился.

Георг Лихтенберг

Коучинг – обучение и развитие
В основе коучинга, как методики управления, лежит уверенность в том, что любой человек имеет огромный внутренний потенциал, который необходимо найти и выпустить наружу.

Методика основывается на твердой вере в уникальность каждого человека, как творческой личности. Именно это позволяет нам добиваться определенного результата в своей сфере деятельности. Данную уверенность можно применить не только к индивиду, но и к группе людей.

Полноценному раскрытию всех возможностей потенциала человека мешают сложившиеся стереотипы, недостаток практических и теоретических знаний и навыков и личные ограничения.

Задача коучинга, как развивающего консультирования, заключается именно в способности преодолевать ограничения и стереотипы для того, чтобы обрести новые навыки и полностью освободить свой потенциал. Это касается как одного человека, так и группы людей (коллектива).

Коучинг принципиально отличается от других методик именно тем, что его задачей является раскрытие потенциала человека, поиск его истиной цели, которой ему необходимо достичь во время работы в компании, его самомотивации и умении быстро выполнять все свои профессиональные обязанности.

В коучинге человек рассматривается как сложная организационная система, на которую постоянно воздействуют многочисленные факторы. Поэтому задача методики коучинга состоит не в директивных указаниях личности, что и как необходимо выполнять, а ее направление через внутренний диалог к поиску самостоятельного ответа.
Создание команды
Принцип создания команды в коучинге идентичен его методике, которая применяется при работе с отдельными личностями. Обязанности коуча включают в себя постановку задач для команды и помощь в процессе поиска решения для каждой задачи.

Однако, есть определенные особенности при работе с командой. Они заключаются в применении дополнительной технологии взаимодействия, которая связана с групповой динамикой.

Основные этапы формирования команды в коучинге:
  • Поиск, обсуждение и формировка общих целей;
  • Обсуждение правил команды;
  • Обсуждение и оценка работы;
  • Отказ от осуждений в сторону критики;
  • Выработка системы внутренней поддержки;
  • Наставничество и взаимное обучение.
Когда я оказываюсь в обществе учёных-естественников, я чувствую себя как бедный церковный служка, который по ошибке забрел в гостиную, полную герцогов.

Уистен Хью Оден

Коучинг в образовании
Целью коучинга в образовании является помощь учащимся получать знания более сознательно. При помощи коучинга учитель может вовлечь учеников в процесс обучения и помочь им с интересом изучать ту или иную тему. Коучинг позволяет максимально эффективно усваивать программу и выполнять задания.

Коучинг в образовании:

  • Поддержка каждого ребенка и личностный подход;
  • Формирование правильного мышления успешного человека;
  • Поиск сильных сторон личности;
  • Понимание ребенка, для чего ему нужно участвовать в процессе обучения и достижение конкретного результата.
Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться.

Янина Ипохорская
Заключение
Современные бизнес-реалии говорят о том, что каждая организация на сегодняшний день должна обладать передовыми технологиями управления. Иначе компания просто потеряет свое место на рынке и не сможет обойти конкурентов в своей сфере. Нужно не только владеть теоретическими знаниями, но и уметь их правильно применить на практике.

Методика коучинга нацеливается на постоянное развитие компании и каждого отдельного сотрудника в лучшую сторону. Основными факторами для этого является хороший специалист и мотивационная составляющая каждого члена организации.
Андрей Автономов
Исполнительный директор