Концепция – это, воистину, основа основ любого заведения. Необходимое, но недостаточное условие для успеха. Это, в первую очередь, та идея, на которую вы привлекаете своих гостей, поэтому она должна быть достаточно интересна и востребована. Концепция - это тот фундамент, на котором строится весь ваш бизнес. А на зыбком фундаменте, при всем желании, ничего грандиозного возвести не получится. Даже самое лучшее воплощение плохой концепции принесет лишь убытки.
Ко всему прочему, ошибки в концепции достаточно сложно поддаются исправлению. Ведь если заведение на протяжении долгого времени пустует, то, вероятно, у него уже сложилась определенная репутация, которая мешает его развитию. С этой точки зрения, открыться с нуля зачастую даже легче, чем перепозиционироваться и видоизменить свою концепцию.
С одной стороны, изменения в концепции явно не дают сиюминутные финансовые скачки. С другой - успех (или провал) каждого конкретного заведения начинается именно с его концепции.
Концепция заведения – это самая основа вашего бизнеса. Неспроста об этом неустанно напоминают практически все успешные рестораторы. Ошибки, заложенные в ней, порой, обходятся владельцам очень дорого. К тому же исправить невостребованную концепцию, чаще всего, даже сложнее, чем открыть заведение «с нуля». Это связано с тем, что лучше не иметь репутации вовсе, чем иметь плохую. Тем не менее, даже плохая слава в большинстве случаев поправима, однако на это нужно затратить куда больше сил и времени.
Если объяснять кратко, концепция – это, по сути, главная идея вашего заведения. И эта идея должна быть интересной, привлекательной и востребованной для вашей целевой аудитории. Более того, ваши гости должны чувствовать себя в заведении достаточно комфортно, чтобы им хотелось приходить к вам постоянно. Успешно работать на разовых посетителях заведениям удается очень редко.
Каждый рынок, безусловно, имеет свою специфику и особенности. Если вы открываетесь в небольшом региональном городе, то бизнес строится совершенно по иным правилам, нежели в крупных городах. Более подробно мы рассмотрим данный вопрос в следующей главе.
Основной принцип таков: если хотите успешный ресторан, вы должны, прежде всего, проверить жизнеспособность своей концепции на выбранном месте.
Добиться успеха с непродуманной концепцией можно только, если у вас нет конкурентов или их концепции продуманны еще хуже.
Фишки, которые отличают вас от других
Наиболее близким понятием к фишке в терминах маркетинга будет Уникальное Торговое Предложение (УТП). Однако между ними все же есть существенное отличие: в подавляющем большинстве книг по рекламе и маркетингу авторы делают акцент, что нужно найти одно единственное сильное УТП, которое позволит вам выгодно выделяться на фоне конкурентов в своей рекламе. И для создания рекламы это правило действительно актуально, но не для фишек ваших заведений.
В случае с фишками практика показывает: чем их больше, тем больше и шансов, запомниться гостям.
План действий:
1. Найти «фишки», которые у вас уже есть. Многие заведения уже имеют благодатную почву для успеха: свои уникальные отличительные особенности. То есть, им даже менять ничего не надо. Иногда просто достаточно повернуться нужным боком к гостю, и это уже дает положительный эффект.
2. Внедрить новые подходящие фишки в работу вашего заведения. Некоторые из них запустить совсем элементарно, другие – чуть сложнее.
3. Обратить на эти фишки внимание ваших гостей. Многие рестораторы очень сильно недооценивают важность этого шага. Внедрить хорошую фишку – это полбеды: о ней еще необходимо громко сообщать своей целевой аудитории.
Формула хорошей фишки
Прежде чем перейти непосредственно к поиску существующих и созданию новых фишек, необходимо определить, что же это такое, и в каком случае фишку можно считать удачной. Для этой цели мы разработали специальную формулу.
Эффективная фишка должна соответствовать трем основным правилам:
1.При создании фишек ориентируйтесь на интересы гостя, используя его собирательный портрет. Вместе с тем, хорошие фишки должны соответствовать и концепции вашего заведения, т.к. именно правильный контекст делает идею работающей;
2.Фишка должна быть значимой или, хотя бы, забавной для гостя, чтобы она ему нравилась. Фишки, которые нравятся молодежи, могут привести в ужас пенсионеров. Если вы знаете аудиторию, которая ходит к вам, то выбрать фишку, которая зацепит именно вашу группу, намного легче.
3.Эта фишка есть только у вас на вашем рынке.
Где искать свои фишки?
Фишки могут присутствовать в совершенно разных сферах: от особых форматов заведения до уникальных стандартов общения персонала с гостем и шоу-подач. Чтобы вам было легче подобрать для своего заведения интересные фишки, здесь они разделены по категориям. Чем больше у вас разных фишек, тем лучше! Так вы сможете выгодно выделяться на фоне конкурентов.
1. Фишки в названии.
Существует четыре правила удачного названия заведения.
А) Название есть. В России до сих пор много заведений вроде: кафе под названием «Кафе», ресторан - «Ресторан». Владельцы этих заведений не то, что не планируют выделяться среди конкурентов, они даже не соизволили придумать себе название. В этом случае, безымянное кафе для своих гостей будет, по умолчанию, таким же, как сотни других заведений;
Б) Название не должно отталкивать.
В) Название не должно быть «избитым».
Г) Название должно быть близко вашей аудитории и, желательно, соответствовать контексту местности.
2. Формат заведения.
В зависимости от того, на какую аудиторию вы рассчитываете, вам следует выбрать для себя подходящий формат. Само слово «ресторан» в народе по-прежнему больше ассоциируется с пафосом. Принято считать, что кафе – это более демократичный формат. Конечно, сейчас границы между форматами сильно размыты, но в восприятии большинства людей до сих пор сохраняются устоявшиеся стереотипы.
3. Фирменный стиль.
Фирменный стиль – это очень обширное понятие: цветовая гамма, логотип, вывеска на входе, меню и т.д. Это то, что может и должно выделять ваше заведение. Где бы вы ни рекламировались: на щитах, в интернете, на флаерах - в любом случае, у вас должен быть свой узнаваемый стиль, который вы выбрали.
4. Интерьерные фишки.
Интерьерные особенности вовсе не обязательно должны быть дорогими. Внутри заведения можно расположить кучу разных приятных мелочей. Например, те же пуфики для сумок. Казалось бы, мелочь, но они как раз и запускают сарафанное радио, рекламируя ваше заведение все активнее.
5. Фишки в работе и внешнем виде персонала. Такие фишки могут касаться особенных стандартов приема заказов, поведения официантов, их внешнего вида: запоминающаяся униформа, веселые головные уборы и т.д. Если у вас веселый, классный персонал, они веселят гостей и у них есть какое-то особое приветствие - эти мелочи выделят ваше заведение и привлекут внимание.
6. Ваша легенда. Придумайте интересную историю своего заведения. Если истории нет, сочините, это очень хорошо продает. Особенно, если вы открываете не просто очередное кафе, а декларируете какую-то систему ценностей, образ жизни. Проявляйте креативность, придумывая свои интересные истории, которые будут вас отличать от других. Многие стесняются, и это глупая стеснительность мешает зарабатывать. Поймите, что ресторан - это эмоции, и люди ходят туда именно за ними, им нравится верить в такие легенды, как в свое время они верили в Деда Мороза. Все, что вам нужно для написания легенды – немного смелости, творчества и усилий.
7. Особая подача блюд или напитков. Это могут быть как по-американски большие порции, так и, наоборот, маленькие и изящные. Сейчас уже далеко не все люди приходят в ресторан просто поесть. Желудок среднестатистического человека вмещает в себя всего 500 грамм еды. Если вы хотите продавать больше, то вам следует спланировать свои порции таким образом, чтобы в человека влезло хотя бы 2-3 блюда и десерт. Тогда и продажи пойдут лучше. Кроме размеров порций, вашей фишкой, несомненно, может стать и особая подача блюд. Чем интереснее организована подача, тем эффективнее на вас работает «сарафанное радио» и тем выше, в конечном счете, ваши продажи. Одна из наиболее распространенных и простых оригинальных подач - шипящие чугунные сковородки.
8. Меню и цены. По каким параметрам гость составляет мнение о вашем заведении? Как гости определяют уровень цен? Как правило, по популярным позициям, которые есть практически везде. Если вы выставляете какое-нибудь из этих блюд в своем рекламном предложении, и цена на него действительно привлекательная, то это может серьезно заинтересовать вашу аудиторию.
9. Внешний вид меню, страниц.
10. Ваш ассортимент.
11. Барные фишки. Бар - это настоящий кладезь для отличных фишек: шоу-подачи, авторские коктейли, латте-арт (рисование на кофе), флейринг и многое другое. Люди ходят к вам за положительными эмоциями? Так дайте им больше веселья!
12. Комплименты. Комплименты от заведения – это отличная фишка, гостеприимный жест и хороший способ «пригвоздить» гостя.
13. Мероприятия. Вы можете быстро прославить свое заведение интересными мероприятиями. Проводить можно все, что интересно вашей аудитории: например, детские праздники. Семьи, пришедшие в ресторан с детьми, по статистике, оставляют в заведении значительно больше денег. Если ваша концепция позволяет привлечь детей, не сомневайтесь – это лакомый сегмент. Положите на столы раскраски и сделайте элементарное детское меню. А если вы откроете еще и детскую комнату, то у вас будут все шансы завоевать столь желанных гостей.
14. Другие «типа фишки». Опять же, есть «фишки», которые могут не нести конкретной выгоды, но они просто забавные и запоминаются.
Главная фишка рестораторов
Самая распространенная фатальная ошибка рестораторов – открытие заведения чисто под себя, т.е. только под свои личные вкусы и интересы. На что же рассчитывают современные рестораторы, действуя по тому же самому принципу?
«Сумасшествие – это делать одно и то же, и надеяться при этом на другой результат». Альберт Эйнштейн
Портрет вашего гостя
Очень важно знать, какие группы посетителей к вам ходят и что они из себя представляют. Для этого нужно составить четкий собирательный образ для каждой группы. Соответственно, на каждую группу, которая ходит в ваше заведение, будь то туристы, студенты, влюбленные пары или кто-то еще, нужно нарисовать свой собирательный портрет. А составив его, всегда помните и о том, какие проблемы конкретного гостя решает ваш бизнес. Если вы имеете о своих гостях достаточно информации, это позволит вам не «палить из пушки по воробьям», а делать свою рекламу максимально нацеленной и эффективной.