Бизнес-План – что это? Казалось бы, все просто: план он и есть план. Документ, в котором написано, как строить и осуществлять данный бизнес, кто вовлечен, кто за что отвечает, как связаны между собой отдельные задачи, и какие сроки. Классика.
Однако, не все так просто. Бизнес-план документ особый. И с точки зрения его написания, и с точки зрения его использования.
Что такое бизнес-план?
Бизнес-план – многогранный документ, описывающий ваш бизнес, план по его созданию или изменению, план существования компании и ее поведения во времени и в зависимости от разных факторов.
Почему он многогранный? Потому что он описывает ваш бизнес с разных сторон. Потому что им пользуется несколько групп совершенно разных заинтересованных сторон. Какая у него цель? – у него много целей. Для каждого читателя – своя. Именно поэтому он такой многогранный.
Кто им пользуется?
В первую очередь, вы сами. Это ваш план вашего бизнеса. Его вы пишете для себя, чтобы помнить и знать, как и что вы должны сделать. Это нужно не только чтобы не забыть (хотя и это полезно), но для того, чтобы самому анализировать, проводить с ним упражнения "что-если", а еще для того, чтобы своим (будущим?) подчиненным доносить вашу стратегию и из задачи не только в устной форме.
Акционеры. Те, кто вкладывают в ваш бизнес свои ресурсы (деньги, капитал, прочее), должны отчетливо понимать, во что именно они вкладывают. Им важны не только цифры и сроки возврата, дохода и прибыли, им нужно понимать, что ваш бизнес и вы – достойное вложение, с понятным будущим, с ясным видением, с определенными рисками (без этого никуда, но важен уровень рисков), и что у вас (в бизнес-плане) достаточно материала, аргументов, четких задач как добиться успеха, а акционерам получить свое: дивиденды, прибыль и прочее.
Инвесторы. Схожи по поведению с акционерами, только более агрессивны и более ориентированы на финансовую и рисковую составляющие. И тем не менее, без бизнес-плана разговор об инвестициях не представляется серьезным.
Менеджеры. Ваши подчиненные, которые отвечают за соответствующие направления бизнеса. Директоры, вице-президенты, начальники отделов – их должности определяются размером вашей компании, но суть одна: они наемные менеджеры, управленцы, которые должны обеспечить выполнение бизнес-плана так, как это намечено, либо оперативно и умело действовать в условиях меняющегося окружения, чтобы бизнес несмотря ни на что работал и выполнял свои цели.
Подчиненные, сотрудники. Да-да, и они тоже. Конечно, это не лучший тон, когда они читают текст всего бизнес-плана как есть – им надо правильно "переводить" и доносить нужные им составляющие, и тем не менее, они тоже могут и должны получать информацию из бизнес-плана и косвенно, но пользоваться им. Ведь они работают на вас и на ваш бизнес, значит должны выполнять все то, что помогает бизнесу быть и получать нужный (вам, акционерам, инвесторам и др.) результат.
И еще много разных других людей и ролей, которые так или иначе могут быть или уже вовлечены в окружение вашего бизнеса.
Как правильно применять бизнес-план?
Бизнес-план важный документ. Он содержит много информации, которая была бы интересна вашим врагам и конкурентам. На бизнес план должна распространяться ваша коммерческая тайна. Не нужно его рассылать по компании. Не нужно давать всем, кто попросит.
Но и хранить в сейфе за семью печатями его не стоит. Бизнес план – это план, по которому работаете вы и ваши подчиненные, менеджеры компании. Это – ваш настольный документ, с которым вы сверяетесь регулярно.
Выполняете, анализируете, сопоставляете, корректируете, снова выполняете…
И еще. Нужно помнить, что не все в вашей компании и в ее окружении умеют понимать язык, на котором написан этот документ. Деловой, серьезный, бизнес-язык. Помните, что есть ряд аудиторий, для которых бизнес-план должен быть правильно переведен и правильно транслирован.