Люди с рождения обучаются подчиняться соответствующим органам. Мы часто делаем это, даже не задумываясь, а Стэнли Милгрэм, например, продемонстрировал: он нашел волонтеров, которые готовы были пытать смертельным электрическим шоком других просто потому, что задание сделал человек, кажущийся им авторитетом.
Или рассмотрим американскую медсестру, которая исполняет письменные инструкции от врача для лечения человека с болью в правом ухе: "Ввести лекарство в R ear" (врач сократил Right ear до R ear, что в переводе означает задний, зад). Она вводит капли в анус пациента, и ни она ни пациент не задались вопросом о том, как это может помочь ему избавиться от проблем с ухом. Власть отрицает самостоятельное мышление.
Если у нас нет никаких надежных доказательств полномочий другого человека, мы используем простые символы для оценки его статуса.
Звания, например, очень мощные показатели. Столкнувшись с кем-то, вроде профессора, мы не только автоматически становимся более уважительными и принимаем его мнение, но мы также склонны ощущать их физическое превосходство!
Одежда и реквизит также являются мощными символами власти. Например, в эксперименте Милграма символом власти был человек в белом халате за пюпитром, который убедил участников пытать их коллег электрошокерами. Мошенники используют силу этих символов в их полном объеме, надевая униформу, костюмы и даже рясу священника, если это необходимо.
К авторитетным фигурам, как, например, судьи, безусловно, стоит прислушаться, но как избежать злоупотребления нашим доверием? Когда мы сталкиваемся с авторитетной фигурой, мы должны задать себе два вопроса:
- Действительно ли этот человек имеет власть или он маскируется?
- Каковы полномочия этого человека в данной ситуации? Другими словами, не пользуются ли они авторитетом в личных целях?