Ваш продукт необходимо производить в максимально короткие сроки. При этом производственный процесс не должен меняться, и, если производство подразумевает отливку стали или пластика, на это должно уйти время, нельзя сокращать сроки, жертвуя качеством.
Но необходимо ликвидировать ненужное ожидание между всеми шагами производственного процесса.
Отталкиваться нужно не от уменьшения себестоимости производства.
Естественно, если все заказы за день (неделю, месяц) производятся в цехе одновременно, производителю это обходится дешевле.
Практика показывает, что существует достаточное количество людей, которые любят все покупать в последний момент.
В производстве должны быть ликвидированы простои, чтобы оно достигло максимальной, почти «курьерской» скорости.
Экспресс-производство в деталях
Если вы, например, заказываете домой мебель нестандартных размеров, выполнение вашего заказа обычно займет 6 – 8 недель.
Заказ должен быть направлен на завод, мебель нужно изготовить, собрать и отправить заказчику.
В одной из мебельных компаний, которой нам удалось сократить время производства мебели на заказ с 6 недель до 5 рабочих дней, количество заказов из-за этого необыкновенно возросло.
Причем время, которое тратилось на само производство, не было так уж сильно и сокращено.
Существуют понятия «календарный день» и «рабочий день».
Как только производство заработало в 2 – 3 смены, время, за которое продукт выходил из дверей компании и доставлялся покупателю, резко сократилось.
Убирание точек ожидания
Первая точка ожидания, которую нужно ликвидировать – это момент, когда заказ приходит в компанию (например, в виде факса) и клиент ждет, пока менеджер внесет его в базу заказов.
Вторая точка ожидания – постановка заказа в расписание, которая осуществляется супервайзером или план-менеджером цеха.
Поскольку на производстве обычно происходит накопление заказов (batching) и все они выполняются одновременно, это также увеличивает время производства каждого конкретного продукта.
Если во главу угла ставить не оптимизацию затрат, а оптимизацию времени и уменьшить время, которое существует между отдельными операциями в производстве конечного продукта, то это увеличит продажи.
Плюсы экспресс-производства
Огромное количество людей принимает решение о покупке в последний момент.
Если клиенты знают, что от момента заказа до получения готового продукта проходит всего 1 день (или даже 3 – 5 дней), их представление о вашей компании меняется кардинальным образом в лучшую сторону.
У клиентов создается впечатление, что необходимая им продукция уже лежит на складе.
Естественно, что никакого готового склада нет, все производится под каждый конкретный заказ, но за возможность заказать в последний момент и получить товар почти моментально люди готовы платить гораздо больше, чем фактическая стоимость той же мебели.
Такой способ производства отметает 99% ваших конкурентов, потому что вы можете стать единственным производителем, способным доставить клиенту нужный ему продукт в самые короткие сроки.
Оптимизация времени на производство товаров
Время производства товара можно разделить на три периода:
1) обработка заказа на бумаге или в электронном виде,
2) собственно изготовление товара,
3) упаковка и ожидание отгрузки клиенту.
Собственно, производство занимает обычно совсем немного времени (около половины всего срока выполнения заказа).
Если компания накапливает заказы, они обычно дожидаются отправки на производство в течение 2 недель.
За это время менеджер их обрабатывает, заносит в базу заказов и ставит в очередь на изготовление.
Один из эффективных способов оптимизации этого этапа – использование электронной обработки заказов.
Многие компании даже после ввода системы электронной обработки заказов все равно продолжают имитировать обработку в бумажном виде.
Т.е. кто-то по-прежнему должен познакомиться с заказом, подтвердить его и внести в расписание.
Необходимо, чтобы для входящих заказов работала система "management by exception", которая ставит заказы в очередь автоматически, оставляя для особого контроля менеджера только заказы, отличающиеся от стандартных (требующие переделки чертежей, заказы по особым расценкам, заказы, во время формирования которых произошла ошибка, и пр.).
Это позволит сократить время, которое проходит от момента получения заказа заводом до его отправки в цех.
Сократить третий период – упаковку и ожидание отгрузки товара – можно в том случае, если все производство будет планироваться, исходя из даты отправки заказа клиенту.
Оптимизация систем производства
Время, которое занимает собственно производство товара, также может быть оптимизировано.
Любой производственный процесс можно разбить на шаги.
Если пройти с секундомером весь производственный цикл, можно увидеть, что очень большое количество времени тратится на ожидание между шагами.
Например, при производстве мебели можно говорить о следующих шагах: распил ДСП, покраска, накладывание шпона, сборка мебели из различных деталей, упаковка, проверка комплектации заказа, отправка заказчику.
Изготовление товара растягивается на несколько дней и даже недель потому, что между шагами образуются перерывы и товар на каждом этапе производства ждет, пока ему уделят внимание люди, ответственные за ту или иную технологическую процедуру.
Если процесс производства будет оптимизирован таким образом, что время ожидания между шагами будет уменьшено до минимума, это приведет к значительному сокращению производственного цикла. И даже если этот процесс будет сопровождаться незначительным удорожанием производства, наценка за скорость изготовления товара будет покрывать и превышать накладные расходы.
Ценность экспресс-производства
Оптимизация рабочего времени на всех трех этапах (обработка заказа на бумаге или в электронном виде, собственно изготовление товара, упаковка и ожидание отгрузки клиенту) позволит вам рекламировать свои услуги как совершенно отличные от тех, которые могут предоставить ваши конкуренты.
Если вы сможете выстроить такую модель производства, при которой клиент получает заказанный товар в максимально короткие сроки, это сделает вас поставщиком уникальной услуги в вашей индустрии и значительно увеличит ваш рынок.
Ваши дилеры смогут продавать предлагаемый вами товар по гораздо более высокой цене в связи с тем, что он производится в самые короткие сроки, и зарабатывать на этом больше, чем на обычных товарах.
Ценность быстрой доставки в глазах конечного пользователя может быть гораздо выше, чем стоимость самого товара.