Вы основатель стартапа, которому не терпится расширить свой бизнес? Вам могут пригодиться подготовительные шаги, описанные ниже.
Предположим, вы успешно запустили стартап.
Способность вашего успешного стартапа расти называется масштабированием. Говоря точнее, масштабируемый бизнес способен справиться с большим объемом работы, не нанося ущерб финансовым показателям и работе компании в целом. Может ли бизнес с годовой выручкой в 0 долларов дорасти до многомиллионной компании?
Если он масштабируемый, то может.
Но не каждый бизнес способен расшириться до уровня крупной компании. Некоторые стартапы запускаются в отсутствии слаженной системы, правильной команды, либо четкого видения. Пытаться раскрутить такой бизнес подобно попыткам надуть шину трактора велосипедным насосом.
Чтобы подготовить ваш стартап к расширению, проверьте, выполнили ли вы следующие действия.
Приведите в порядок базу
Прежде чем даже задумываться о расширении вашего бизнеса, убедитесь в том, что все базовые компоненты функционируют и находятся в должном состоянии. Согласно опросу, проведенному StartupGenom среди более 3200 стартапов, 74% провалов объясняется преждевременным масштабированием.
Во избежание такого расклада позаботьтесь о следующем:
1. Убедитесь в том, что общая концепция и ядро продукта вписываются в рынок. Вы можете вносить изменения и улучшения в процессе раскрутки продукта по мере получения отзывов и данных о промежуточных результатах.
2. Найдите вашу самую большую группу потребителей.
3. Выявите самые рентабельные каналы продвижения с большим потенциалом к росту, протестировав их сначала на небольшом бюджете.
4. Удостоверьтесь в том, что у вас есть ресурсы для расширения. В случае необходимости, рассмотрите вариант привлечения дополнительных средств. Вы не должны беспокоиться о прибыльности в процессе масштабирования, и вам точно не захочется внезапно остаться без денег.
На заметку: Несмотря на то, что данные советы больше ориентированы на компании с софт-продуктом, их также можно применить к материальным товарам. Даже если вы основали интернет-магазин, прежде чем расширяться, подготовьте базу.
Автоматизируйте
Если "установка" бизнеса занимает у вас много времени, значит вы на верном пути.
Установка облачной системы хранения...
Установка систем для обучения новых сотрудников...
Установка автоматизации маркетинговых процессов...
Установка систем штатного учета...
Установка автоматического перевода денежных средств...
Несмотря на то, что автоматизация - это довольно затратный по времени и средствам процесс, он отлично окупается в долгосрочной перспективе. Вы сможете быстрее получать доступ к данным, быстрее и эффективнее нанимать новых людей, быстрее совершать платежные операции, и в целом, выстроить и подготовить все процессы к по-настоящему масштабируемой модели.
Активируйте маркетинг Как бизнес может расти, если о нем никто не слышал?
Сосредоточьтесь на маркетинге и рост не заставит себя ждать. Однако, не все маркетинговые стратегии подходят для масштабирования. Как было написано в одной из статей Forbes, «прямой маркетинг не предназначен для масштабирования так же, как и сарафанное радио».
В то же время, контент-маркетинг является одним их самых приспособленных к масштабированию инструментов. Контент-маркетинг обладает бессрочной пользой и большим потенциалом к раскручиванию, что и сделало его одним из излюбленных приемов для многих стартапов.
Второстепенное - на аутсорсинг У больших корпораций все штатное - графические дизайнеры, разработчики, SEO-специалисты, специалисты по конверсии, бухгалтера, юристы, и даже, уборщицы.
Стартапы не могут позволить себе такую роскошь, поэтому если вы хотите укрепить бизнес и подготовить его к расширению, перераспределите второстепенные функции на аутсорсинг.
Вашему агентству по графическому дизайну не нужен свой юридический отдел. Ваша фирма по SEO-продвижению и консалтингу переживет отсутствие штатного дизайнера PowerPoint презентаций. Сфокусируйтесь на том, что вам действительно хорошо удается, т.е. на ваших ключевых компетенциях.
Такой экономный подход позволит вашему стартапу выйти на более крупный уровень в будущем.
Если ваш бизнес способен достигать серьезных результатов, благодаря основным компетенциям, вы начнете расширяться.
Следите за социальными сетями Любой новый стартап находится на всеобщем обозрении публики. Что бы ни происходило в социальных сетях тут же подвергается глобальной критике.
Для вашего бизнеса очень важно уделять должное внимание тому, что происходит в ваших социальных сетях . «Неоперившиеся» стартапы не могут позволить себе плохой PR, вызванный ажиотажем в социальных сетях. Крупные компании способны развеять скандал, но вашему стартапу это пока не под силу.
Расширение бизнеса - это в такой же мере способность выживать, как и непосредственно способность расти. Если вы потерпите публичное фиаско, вы значительно уменьшите свои шансы на выживание и масштабирование.
Уйдите на второй план Ваш бизнес - это не вы.
Для готовности вашего бизнеса к расширению ему необходимо уметь прекрасно работать и без вас. Для этого вам следует намеренно снимать с себя определенные обязанности и перекладывать их в зону ответственности коллег. Более того, вам стоит периодически брать отгулы и отпуска, чтобы приучить бизнес и работников работать независимо от вас.
Ситуация, когда вы возвращаетесь после четырех-недельного отпуска и обнаруживаете, что ваш бизнес процветает в ваше отсутствие, может стать ударом для вашего эго. Однако, такой расклад может послужить и отличным стимулом.
Ваш бизнес приносит доход пока вы спите, поэтому расслабьтесь или запустите еще одну компанию. Вы доказали себе и вашим работникам, что бизнес не прикован к вашему присутствию и даже вашему существованию. Вы почувствуете свободу. Они почувствуют ответственность. Бизнес готов расти.
Нанимайте только правильных людей
Бизнес способен расти только с правильно подобранной командой на борту. Но сначала, вам необходимо нанять только ключевых людей для выполнения основных функций бизнеса. Вот несколько основных характеристик члена команды, который способен внести вклад в рост вашей компании:
1. Они могут делать то, что программа не умеет. Если у вас в штате есть человек, выполняющий работу, которую можно автоматизировать, то вы впустую тратите человеческий труд. В стартапе все должно быть предельно автоматизировано, чтобы максимизировать результат работы, выполняемой людьми.
2. У них полно отличных идей. Хорошие идеи бесценны. Одного момента озарения одного из ваших сотрудников может быть достаточно, чтобы окупить его оклад.
3. У них много навыков. В условиях стартапа одному человеку часто приходится выполнять работу трех сотрудников. Берите в штат людей с мультипортфолио навыков и умений, либо навыков, которые можно применять в различного рода заданиях.
Заключительные размышления Масштабируемость - это помимо всего прочего, еще и образ мышления. Безусловно, вам не справится без четко функционирующих систем и налаженных процессов, людей и планов.
Но для достижения масштабов, также необходимо уметь масштабно мыслить. Растущий бизнес позволит вам воплотить ваши самые смелые мечты, зарабатывать большие деньги и получать удовольствие от процесса. Как только вы запрограммируете себя на рост, расширение бизнеса с легкостью вам покорится.
Нил Пейтел Сооснователь Crazy Egg Домашнее задание от Андрея Парабеллума и Николая Арийского: Скорее всего вы знаете эти 4 основные этапа развития любого бизнеса:
1 этап. Стартап или Стартовый хаос Цель: доказать, что ваша идея реализуема, рынок готов за нее платить и она приносит прибыль.
2 этап. Становление бизнеса Цель: доказать, что идея реализуема постоянно. Сделать машину, которая будет ехать. То есть продавать что-то не разово, а постоянно (системно).
3 этап. Масштабирование и дальнейший рост бизнеса Здесь вы набираете команду, открываете филиалы, добавляете продукты/услуги т.д.
4 этап. Вывод бизнеса на автопилот и увольнение собственника На этом этапе вы себя полностью увольняете из бизнеса. Отдаете все оперативное и тактическое управление в другие руки. Себе оставляете лишь стратегическое управление и контроль финансовых потоков.
Определите на каком из этапов находится ваш бизнес сегодня и пропишите чёткий и понятный стратегический план развития бизнеса до следующего этапа. К примеру, если ваш бизнес сегодня находится на третьем этапе, то вы составляете стратегический план того, как именно вы будете его выводить на 4-й этап.