Мотивационный коучинг

Наверное, самое простое и известное всем определение слова “мотивация” – побуждение человека (личности) к какому-либо действию. Бывают разные типы и целые теории мотивации. Различается мотивация “от” и “к” – “кнут и пряник”. Понятное дело, что коучинг, система, которая направлена на то, чтобы раскрыть потенциал человека, полностью пронизана идеей мотивации. В большинстве случаев, к коучам приходят именно с целью получить мотивацию, так что ее наличие в самом конце коуч-сесии – признак хорошего коучинга.
Главной особенностью мотивации, полученной в процессе взаимодействия с коучем, является ее честность. Она значительно превосходит те лозунги и плакаты, которые вы можете наблюдать у псевдо тренеров. Они рассчитаны на быстрый всплеск эмоций, который также быстро проходит. А эта мотивация является искренним предложением заглянуть прямо внутрь себя и заняться поиском той внутренней, именно своей правды, которая после превратиться в истину или станет надежной поддержкой на пути к цели.

Весь коучинг можно грубо разделить на две категории: бизнес-коучинг и лайф-коучинг.

Бизнес-коучинг также имеет другое название – управленческий. Его стоит разбирать как отдельную тему, поэтому не будем сейчас говорить о нем подробно. В данной статье поговорим о том, какими методиками пользуется коуч для того, чтобы помогать своим клиентам с поиском и увеличением мотивации в любой жизненной сфере. Некоторые из данных методик вы сможете легко применять в своей жизни уже сейчас. Это касается не только вашей профессиональной деятельности, но и взаимоотношений с семьей и друзьями.

Эриксоновский коучинг подразумевает рассмотрение любого проекта (а проектом может быть что угодно) состоящего из четырех частей: вдохновения, внедрения, приверженности и завершения. Задача коуча – помочь клиенту с поиском, поддержанием и преумножением мотивации на каждой из дынных стадий.

Человек максимально эффективен в том случае, когда он понимает что и зачем он делает. В таком случае он хорошо мотивирован, так как четко понимает свои действия. То есть, мотивация напрямую зависит от понимания своих действий и видения будущего результата. Однако, для того чтобы найти понимание своей задачи и начать ее реализацию, также необходима мотивация, особенно для того, чтобы преодолеть внутренние блоки, выраженные в виде страха, лени, нежелания выйти из зоны комфорта и т.д.

Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым

Клод Адриан

Зачем нужна мотивация
Вы должны понимать, что, не имея должной мотивации, человек вообще не станет ничего делать. Он не будет разбираться в себе, если не будет понимать, для чего это нужно сделать. Что же может выступить в качестве побуждающего мотива к действию? Это должно быть что-то ценное, что он получит в будущем. К примеру, удовольствие от самого процесса или результат, который будет получен в итоге. Но бывают и такие случаи, в которых человек не видит для себя красивого будущего, а точнее боится его увидеть. Скажем немного иначе, у человека часто присутствует страх мечтать, а коучинг помогает от него избавиться. С помощью коучинга можно легко избавиться от страхов и сомнений, а также совершенно с другой стороны взглянуть на свое сознание и начать творить. Коуч имеет целый арсенал способов, которые этому способствует.

В качестве эффективного инструмента могут выступить мотивирующие истории, цитаты или даже метафоры. Они отвлекают сознание и подключают бессознательный поиск ресурсов. Они действительно трогают и вдохновляют клиентов. Профессиональные коучи собирают и хранят подобные истории и метафоры для всех случаев жизни.

Есть еще один способ, который направлен на поддержание и поднятие уровня мотивации – использования мотивационных слов. Если коуч внимательно слушает своего клиента, он легко определит, какие слова дают ему мотивацию, а какие наоборот демотивируют, а какие мотивируют, но не приносят радости от процесса. Каждое слово заключает в себе особое настроение и особый смысл, имеющий различное значение для разных людей. К примеру, такие слова, как “должен”, “могу”, “надо” и “хочу” в одном и том же вопросе будут абсолютно разным образом влиять на мотивацию человека. Стоит учитывать данный аспект, так как эффективность коучинга означает не только достижение цели, но и получение удовольствия от самого процесса.

Если вам не нравится применяемый вами способ, спросите себя: “Что мне сделать для того, чтобы работа стала легче и приятней?”. Ответив на данный вопрос, вы сможете составить план действий и начать его реализовывать. Путей на самом деле огромное количество. Именно об этом коуч напоминает своему клиенту в процессе работы.
Интонация и тон в мотивационном коучинге
Кроме самых мотивационных фраз, также важную роль играют и другие тонны голоса, которые коуч преподносит своему клиенту. Очень важным моментом является именно его подача, так как любое слово может принести мотивацию, если его правильно подать. После детального наблюдения за своим клиентом, коуч начинает понимать, какой тон ему необходимо применить в какой ситуации. Различные интонации служат различным целям. К примеру, если вам необходимо поддержать человека в процессе визуализации прекрасного будущего, следует использовать мягкий тон, подключайте интонации, направленные немного вверх. Если необходимо быстро принять решение, используйте короткие и четкие тона.

«Не позволяйте дню вчерашнему отнять слишком много у дня сегодняшнего»

Уилл Роджерс.

Правильная постановка целей: позиция коуча

Отличным методом получения мотивации является правильная постановка цели. Хороший коуч – это тот, которым клиент вдохновляется. Это возможно только в одном случае – если коуч действительно живет той жизнью, которую проповедует. Основная идея философии коучинга – человек может все, что он захочет. Коучи являются тому доказательством и подтверждают это своей жизнью и верой. Эти самые вера и уверенность передаются клиенту и являются хорошей мотивацией.

Еще одно полезное умение – способность бросать своему клиенту вызовы. Этому необходимо обучаться, так как это действительно сложная и тонкая работа. Вызов необходимо бросать очень аккуратно, чтобы ни в коем случае не задеть своего клиента, но в то же время заставить его выйти из зоны комфорта и принять самостоятельное решение в конкретной ситуации.

Иногда искренние поощрения повышают мотивацию, но тут важно не переборщить. На самом деле, лучше все-таки использовать вопросы, так как они сработают в любом случае. Логично, что ответы на вопросы человек ищет и находит внутри себя, то есть это гораздо эффективнее, чем просто совет.

Коучинг также хорошо работает с возражениями. Когда возражение удается преодолеть, на свободу выходит огромное количество энергии, являющееся позывом к действиям, то есть чистейшей мотивацией.

Проработка возражений и правильная установка приоритетов – темы, которые обязательно нужно изучить каждому коучу. Все это касается мотивации, которая играет важную роль для завершения любого проекта. Коучи помогают своим клиентам правильно подводить итоги и получать качественную обратную связь по результату.

Итак мы наблюдаем, что мотивационный коучинг используется практически на каждом шаге реализации проекта, с самого начала – создания идеи и до конца – оценка полученного результата. Коуч обязуется привести клиента к нужному результату с помощью необходимых вопросов и позитива. А там, где есть позитив, есть и мотивация.
Спикер в мотивационном коучинге

Спикеры делятся на две категории: популярные, но выходящие за пределы формата или контентные. Популярными спикерами становятся артисты, спортсмены, путешественники, предприниматели – все, кто интересен аудитории. Интерес должен быть таким, чтобы люди были благодарны уже за возможность посмотреть на звезду вживую.

К примеру, давайте возьмем какого-нибудь известного актера. Ну, скажем Джейсон Стэйтем. Если выступление с его участием окажется скучным, но хорошо организованным, зрители вряд ли станут возмущаться – и так организаторы молодцы, что привезли такого известного человека. А если оно будет хотя бы немного интересно и полезно для зрителя, это будет колоссальный успех.

Контентные спикеры – это, как правило, эксперты своей сферы. Они тоже довольно яркие и харизматичные, но в отличии от артистов, спортсменов или известных предпринимателей, не особо известны для широкой аудитории людей. Основная цель таких спикеров – поведать зрителям несколько лайфхаков, для того, чтобы они могли что-то записать и поделиться этим с друзьями или коллегами. Если зритель оценил выступление, он всегда может прочесть книгу спикера, которого слушал. Но есть одна особенность – содержание одной книги как раз могло быть темой выступления.

Стоит учитывать тот факт, что мотивационный спикер – один из самых дорогих вариантов нашей изначальной классификации. Иногда они запрашивают запредельные гонорары даже при работе на маленькую аудиторию (100 – 200 человек). Не говоря уже о работе на большую публику размером в 10000 человек.

Когда выбираете мотивационного спикера, ориентируйтесь на целевую аудиторию – выбирайте те имена, которые могут показаться ей интересными. Самый лучший вариант – это когда вы можете собрать сразу нескольких спикеров из разных областей на одной площадке. К примеру, пусть о вопросе лидерства рассказывает известный по всему миру ученый, успешный спортсмен или выдающийся предприниматель.

«Предприниматель — это человек, претворяющий свои видения в жизнь... Он может представить себе что-то и сразу понять, что нужно сделать, чтобы это произошло»

Роберт Л. Шварц.

Типичный клиент
Круг клиентов обычно включает в себя тех людей, которые пытаются найти позитивный настрой и достичь достижения своей цели. Большую пользу мотивационный коучинг дает руководителям компаний и различным бизнес-группам.
Что входит в мотивационный коучинг
Зачем люди приходят на тренинги? Чтобы получить нужные рекомендации по тем вопросам, которые не могут обсудить с друзьями, коллегами или семьей. Именно поэтому задача коуча состоит в том, чтобы эти вопросы определить, а затем разобраться в них и помочь с поиском решения, которое полностью поменяет отношение к ситуации. Руководитель крупной компании всегда находится в состоянии стресса, так как на него возлагается большая ответственность. И если его дела вдруг пошли не по плану, он всегда может обратиться к мотивационному коучу для того, чтобы преодолеть страх, избавиться от тревожности и победить неуверенность в себе.

Тренер должен:
  • Оказать помощь с определением ключевых проблем;
  • Найти рычаги мотивации своего клиента;
  • Помочь своему клиенту изменить отношение к ситуации;
  • Помочь клиенту с визуализацией будущего, полного мотивации.
Вывод
Мотивационный коучинг может помочь как руководителю компании, так и всем сотрудникам. Это отличный метод для развития своей организации и персонала.
Александра Глазова
Коуч