Маркетинг: что это такое простыми словами. Виды, функции, цели, задачи, стратегии и планы маркетинга

Маркетинг – один из главных инструментов в бизнесе. Без хорошо выстроенной системы маркетинга очень трудно занять свое место в нише. В данной статье вы узнаете, что такое маркетинг, как применять его в вашем бизнесе, что относится к маркетингу, какие функции он выполняет, и какие стратегии маркетинга применяются на предприятии.

Содержание:

  1. Маркетинг – что это. Цели и задачи маркетинга;
  2. Функции маркетинга;
  3. Виды;
  4. Стратегии маркетинга, маркетинговый план;
  5. Заключение.
«Социальные сети ориентированы на людей, а не на ваш бизнес. Отдавайтесь людям, и люди будут отдаваться вам»

Мэтт Гуларт

Маркетинг – что это. Цели и задачи маркетинга
Есть множество определений данного понятия, а если говорить точнее, более 500. Из-за такого изобилия определений многие люди затрудняются во время изучения данного вопроса, так как не совсем понятно, что же именно относится к маркетингу.

Если говорить на простом языке, маркетинг – это деятельность компании, целью которой является получение прибыли за счет удовлетворения потребностей потенциальных покупателей.

В более широком смысле маркетинг рассматривается в качестве философии бизнеса, то есть, умении изучать рынок и систему образования цен, прогнозировать и понимать предпочтения клиентов, поддерживать с ними тесный контакт с целью удовлетворения нужды потребителя и, получать прибыль для своей компании.

Если исходить из определения, целью маркетинга будет удовлетворение потребностей каждого клиента.

Цель маркетинга – изучение клиента до такой степени, чтобы товары или услуги сами себя продавали  – отмечает один известный теоретик экономист, Питер Друкер.

Маркетинг решает следующие задачи:

  • Производится исследование рынка до мелочей, глубоко анализируются предпочтения каждого клиента в отдельности или по группам;
  • Тщательно изучается система образования цен на рынке и разрабатывается ценовая политика компании;
  • Анализируется деятельность конкурентов;
  • Создается ассортимент товаров и услуг компании;
  • Выпускаются товары и услуги, которые соответствуют спросу;
  • Производится сервисное обслуживание;
  • Коммуникационные функции маркетинга.

В процессе решения задач маркетинга, следует использовать следующие принципы:

  1. Изучить производственные возможности компании;
  2. Планировать методы и программы сбыта товара или услуги;
  3. Сегментировать рынок;
  4. Постоянно обновлять товары и услуги компании, пути их сбыта, совершенствовать технологии;
  5. Гибко реагировать на спрос, который постоянно меняется.

Концепция маркетинга основана на четырех основных элементах: товаре, цене, рекламе и местоположении.
Функции маркетинга
Маркетинг призван выполнять следующие функции:

  1. Аналитическую;
  2. Производственную;
  3. Функцию управления и контроля;
  4. Функцию продажи (сбыт);
  5. Инновационную.

Разберем каждую из вышеперечисленных функций в отдельности:

Аналитическая. Заключается в изучении всевозможных факторов (внутренних или внешних), влияющих на компанию, изучении потребностей потребителей и ассортимента товаров и услуг. Кроме того, изучает внутреннюю среду организации с целью контроля конкурентоспособности на рынке.

Производственная. Отвечает за разработку и освоение новых технологий, организацию производства товаров и услуг, а также за процесс закупки всех необходимых ресурсов. Кроме того, производственная функция отвечает за управление качеством и конкурентоспособностью готовых товаров и услуг, то есть соответствие стандартам.

Управление и контроль. Организовывает процесс планирования, а также отвечает за прогнозирование. Кроме того, от данной функции зависит организация системы коммуникаций, обеспечение информацией и управление рисками.

Продажи. Данная функция относится к созданию ценовой и товарной политики компании, а также занимается обеспечением системы товародвижения и расширения спроса.

Инновационная функция. Данная функция занимается разработкой и созданием новых товаров и услуг.

Для решения поставленных целей и задач в маркетинге применяются следующие методы:

  • Изучается текущее положение рынка;
  • Проводятся опросы;
  • Специалисты занимаются наблюдением;
  • Меняются методы формирования спроса и стимулирования сбыта;
  • Производится аналитика;
  • Анализируют внешнюю среду компании;
  • Анализируют потребителей и их желания;
  • Анализируют существующие товары и услуги;
  • Планируют ассортимент будущих товаров и услуг;
  • Разрабатывают ценовую политику;
  • Информационные методы;
  • Подготавливают рекламную кампанию;
  • PR;
  • Занимаются пропагандой;
  • Проводят консультации;
  • Личные продажи.

Так, если опираться на определении, что такое маркетинг, а также на его цели, функции и методы, можно смело сказать, что наука о маркетинге основывается исключительно на потребителях и их потребностях.
Виды
Виды маркетинга напрямую зависят от спроса. Ниже, в таблице, мы привели несколько основных:
Спрос может отсутствовать по следующим причинам:

  • Отсутствие актуальности продукта на рынке;
  • Отсутствие ценности продукта на рынке;
  • Отсутствие готовности рынка к появлению новых товаров или услуг.

Самыми популярными методами в случаях необходимости повышения спроса, являются следующие инструменты: снижение цен, усиленная переработка рекламной кампании, товарный маркетинг.
Стратегии маркетинга, маркетинговый план
Есть несколько уровней маркетинга в организации, а именно два:

  1. Тактический;
  2. Стратегический.

- Тактический (операционный) маркетинг говорит о разработке кратковременных планов по достижению целей компании.

- Стратегический отвечает за разработку долгосрочной перспективы работы компании на рынке. То есть, необходимо оценить внутренние возможности компании для влияния на внешнюю среду рынка.

Стратегии можно разбить на следующие группы:

  • Расширение рынка;
  • Инновации;
  • Диверсификация;
  • Сокращение.

Расширение рынка. Если другими словами, стратегия концентрированного роста. Заключается в горизонтальном развитии, завоевании большей части рынка, борьбе с конкурентами, усовершенствовании существующих товаров и услуг.

Стратегия инновации. Или стратегия интегрированного роста. Направлена на вертикальное развитие – выпуск нового товаров или услуг, не имеющих аналогов.

Диверсификация. Зависит от вероятности “выживаемости” с тем или иным товаром или услугой. В таком случае компания может выпустить новый товар, но используя при этом текущие ресурсы.

Сокращение. Применяют в случаях, если компания находится на рынке длительное время с целью повышения эффективности ее работы. Возможно проведение реорганизации или ликвидации.

Также стратегии можно разделить по охвату рынка:

  • Массовый (недифференцированный) маркетинг;
  • Дифференциация;
  • Индивидуализация;

Массовый маркетинг. Направлен на весь рынок. Преимущество получается благодаря снижению издержек.

Дифференциация. Данная стратегия ориентирована на захват большинства сегментов рынка. Преимущество выходит благодаря улучшению качества выпускаемых товаров, а также разработке нового дизайна и т.д.

Индивидуализация потребителя. Охватывает лишь один сегмент рынка. Основные факторы: оригинальность товара или услуги для конкретных групп покупателей.

«Вы никогда не прогадаете, инвестируя в сообщества и в людей, которые за ними стоят»

Пэм Мур

Этапы разработки стратегии маркетинга:

  1. Изучить рынок;
  2. Оценить возможности компании;
  3. Оценить возможности конкурентов;
  4. Установить цели стратегии маркетинга;
  5. Исследовать сегменты рынка и интересы потребителей;
  6. Разработать позиционирование;
  7. Провести экономическую оценку стратегии.

План в маркетинге полностью связан со стратегией. То есть, маркетинговый план – специальный документ, который отражает поставленные цели и задачи маркетинга компании, а также стратегии для применения на практике.

Для конкретизации маркетингового плана необходимо разработать специальную программу маркетинга, где будут указано что, как и кому нужно сделать.

Для того чтобы осуществить план маркетинга, нужно следовать принципам:

  • Скользящее планирование;
  • Дифференциация;
  • Многовариантность.

Скользящее планирование. Применяют в зависимости от текущего положения на рынке. Этот принцип говорит о введении корректировок в настоящий план. К примеру, маркетинговый план был рассчитан на 3 года, но текущее положение на рынке изменилось, поэтому каждый год следует проводить анализ рынка и вносить корректировки в действующий план.

Дифференциация. Говорит о том, что товар или услуга не могут нравиться каждому клиенту. Поэтому, если пользоваться данным принципом, можно провести переориентацию клиентов, отобрав их по конкретным признакам.

Многовариантность. Включает в себя разработку нескольких планов маркетинга сразу для всех возможных ситуаций.

Структура плана маркетинга:

  • Определение миссии компании;
  • Составление SWOT-анализа организации;
  • Установка целей и стратегий маркетинга;
  • Разработка ценовых стратегий компании;

Этапы разработки плана маркетинга:

  • Определить миссию организации;
  • Составить SWOT-анализ предприятия;
  • Установить цели и стратегии маркетинга;
  • Разработка ценовой стратегии организации;
  • Выбор сегментов рынка;
  • Составление схем продажи услуг;
  • Тактики реализации и методы продажи услуг;
  • Политика обслуживания после совершения сделки(продажи);
  • Разработка и проведение рекламных компаний;
  • Разработка плана затрат на маркетинг компании.

Так, делаем вывод, что план маркетинга – инструмент, необходимый для успешной организации работы компании. Это что-то вроде карты, которая помогает с ориентированием в целой сфере экономики, ведением эффективного бизнеса и в конкурентоспособности на рынке.

«Даже когда вы продвигаете что-то всей своей аудитории или клиентской базе, вы все равно в каждый отдельный момент времени говорите с одним единственным человеком»

Энн Хендли

Заключение
В заключение следует отметить, что маркетинг является очень интересной наукой для каждого предпринимателя. Если знать, как составлять маркетинговые планы, когда следует применить ту или иную стратегию, как заниматься анализом, можно очень долго оставаться на плаву.
Олег Дьяконица
Руководитель отдела маркетинга