Я была очень взволнована. Не потерял ли Мани еще свою способность разговаривать? Ведь ничего нельзя знать заранее. Мне хотелось так много у него спросить, но я помнила, что Мани решил говорить только о деньгах. Итак, я ждала.
Мани посмотрел на меня:
— Ну, как, ты уже поняла, что быть богатой хорошо?
— Разумеется, — поторопилась ответить я и вытащила из кармана мой список.
— Прочитай вслух, — попросил Мани, и я назвала ему мои десять причин. "
— И какие же из них ты считаешь самыми важными? — спросил он.
— Они все важные, — возразила я.
— Да, конечно, — согласился Мани. — И все-таки посмотри еще раз на свой список и отметь крестиком три самых важных причины.
Я внимательно перечитала список еще раз. Очень непросто было решить, какие причины для меня важнее других. Но, в конце концов я справилась с этим и отметила следующие:
1. Будущим летом поехать в США по программе обмена.
2. Купить компьютер — лучше всего портативный.
3. Помочь родителям расплатиться с долгами.
— Очень разумные причины. Очень разумный выбор, — Мани был в восторге.
— Я хочу поздравить тебя.
Я почувствовала гордость. Но смысл этого упражнения все еще был мне не до конца понятен. Мани, как всегда, прочитал мою мысль и немедленно ответил:
— Большинство людей не знают точно, чего они хотят. Они знают лишь, что хотят большего. Представь себе жизнь в виде большой фирмы, торгующей по каталогу. Если ты напишешь в такую фирму, что хочешь большего, она не пришлет тебе ничего. И если ты попросишь, чтобы тебе выслали что-нибудь "симпатичное", ты тоже ничего не получишь.
Вот так и с нашими желаниями. Мы должны точно знать, чего хотим.
Надо делать, а не пытаться. Кто хочет попытаться, тот готов к неудаче. И в конце концов ничего у него не получается. Пытаться — это просто заранее оправдывать свои неудачи, заранее извинять их. Не существует никаких попыток. Или ты делаешь что-то, или не делаешь.
Я на минуту задумалась. Кое-кто, хорошо мне знакомый, всегда говорит: "Я попытаюсь сделать то-то и то-то". Да-да, эти слова часто использует папа. Он всегда говорит, что сегодня попробует найти нового заказчика. И чаще всего у него ничего не получается.
Похоже, Мани прав. Может быть, это и в самом деле связано со словом "пытаться". Поэтому я решила попробовать не использовать слова "пытаться". Я вспомнила, что Лабрадор говорил о трех вещах, которые я могла бы сделать для того, чтобы больше верить в исполнение моих желаний. Первая из них — альбом мечты. А две других?
Объяснение последовало тут же:
— Второе, что ты можешь сделать, это каждый день по несколько раз рассматривать фотографии в альбоме мечты, представлять себе, что ты уже в США, что у тебя уже есть свой компьютер, и как гордится твой папа тем, что рассчитался с долгами.
— Но это же значит мечтать, — удивилась я. — А мама всегда говорит, что я не должна мечтать днем.
Мани был терпелив:
— Это называется визуализацией. Все люди, которые чего-то достигли в жизни, сначала мечтали об этом. Они снова и снова представляли себе, как все будет, когда они достигнут своей цели. Конечно, только мечтать мало. Наверное, это и хочет сказать твоя мама.
Все это казалось мне очень странным. И все было совсем не так, как я себе представляла.
— Это и называется учиться, — тут же последовал ответ, — знакомиться с новыми мыслями и новыми идеями. Если продолжать думать так же, как думал раньше, то и результаты будут такими же, как раньше. Но поскольку многое из того, что я тебе расскажу, для тебя ново, я хочу кое-что предложить: пока ты чего-то не сделала, не принимай решения, хорошо это или плохо.
А без визуализации еще никто не достиг своей цели. Развивается то, на чем мы сосредоточиваемся. Большинство людей сосредоточивается на том, чего они не хотят, вместо того, чтобы представить себе, чего они хотят.
— Третье, что ты могла бы сделать, это завести копилки мечты, — продолжал Мани. Ведь без денег ты не сможешь отправиться в Калифорнию. А одна из лучших возможностей собрать деньги, просто взять баночку и превратить ее в копилку. На баночке ты записываешь свою мечту. Но для каждой мечты нужна отдельная копилка. Как только ты ее приготовила, начинай класть в нее деньги, которые сумела сэкономить.
— От твоей уверенности в себе зависит, считаешь ли ты себя на что-то способной. Веришь ли ты в себя. Если ты в себя не веришь, то ничего и не начнешь. А если не начинать, то ничего и не произойдет.
Я вспомнила, что говорил Мани: "Сначала ты часто будешь сомневаться, записывать что-то или нет. В таком случае всегда принимай решение "за".
Поэтому я просто начала писать:
1. Смастерила две копилки мечты. Я сделала это, хотя и не совсем уверена, поможет ли это. Но если бы я этого не сделала, то уж точно бы не помогло.
2. В каждую копилку положила по два с половиной евро.
3. Начала альбом мечты.
4. Сегодня начала делать записи в журнале успеха.
5. Решила зарабатывать много денег.
6. Решила не сдаваться.
7. Больше узнать о деньгах и о том, как их зарабатывать. Просмотрев еще раз свои записи, я вдруг почувствовала ужасную гордость. Немного есть детей, которые делают что-нибудь подобное, это точно. Я даже показалась самой себе чуть-чуть жутковатой.
***
Люди, у которых есть долги, должны, в сущности, выполнять лишь четыре важных правила. И понять их очень просто. — Мани перевел дыхание и продолжал:
— Вот эти четыре правила.
Первое: тот, у кого есть долги, должен порвать свою кредитную карточку.
— Почему? — удивленно спросила я.
— Потому что большинство людей, расплачивающихся с помощью кредитной карточки, тратит куда больше денег, чем тратили бы, если бы платили наличными. Я решила про себя, что запишу эти правила, чтобы ничего не забыть.
А Мани продолжал:
— Второе правило звучит немножко странно для взрослых: они должны как можно меньше платить по кредитам. Такие платежи называются выплатами, или взносами. Чем выше взносы, тем меньше денег остается им на жизнь.
— Но почему мои родители должны платить такие высокие взносы? — удивленно спросила я.
Да, Мани опять попал прямо в точку. Мама с папой всегда жаловались, что должны так много платить по кредиту.
— Это потому, что они надеялись сэкономить на процентах, — объяснил Мани.
— Предположим, ты получила кредит в десять тысяч евро. Значит, ты должна уплатить в год шестьсот евро процентов. Кроме того, ты должна каждый год возвращать определенную часть от десяти тысяч. Это и есть взносы, или выплаты по кредиту. Взносы в один процент означают, что ты возвращаешь в год один процент от десяти тысяч евро, то есть, сто евро.
Значит, ты должна уплатить шестьсот евро процентов плюс сто евро взносов. Всего семьсот евро. Как только ты вернула весь кредит, ты не должна больше выплачивать и проценты.
"Тогда понятно, что каждому хочется поскорее вернуть кредит, — подумала я.
— Иначе может получиться, что процентов придется уплатить больше, чем составляет сам кредит".
— На первый взгляд так и есть, — согласился Мани. — Кто договаривается, что будет возвращать в год один процент от суммы кредита, тому придется за все время заплатить в три раза больше денег по процентам, чем он взял в долг. Но чтобы быстрее вернуть кредит, нужно платить более высокие взносы. И многие люди договариваются с банком о таких высоких взносах, какие они только в состоянии заплатить. В результате они начинают испытывать недостаток денег в повседневной жизни. А многие недооценивают дороговизну жизни. И если потом приходится купить новый автомобиль или что-то в хозяйстве ломается и требует замены, им приходится брать новый кредит, чтобы заплатить за это.
— Ты хочешь сказать, что они выплачивают старый кредит за счет нового? — изумилась я.
— Именно так, — ответил Мани, и я увидела, как он рад тому, что я быстро все поняла.
— И что же теперь делать моим родителям? — спросила я. — Меня они вряд ли послушают. А может, я смогу им помочь больше зарабатывать, — задорно заявила я.
— Конечно, ты можешь это сделать. Но сначала они должны научиться обходиться теми деньгами, что у них есть теперь. Иначе большие деньги приведут лишь к большим проблемам. Ведь расходы обычно растут вместе с ростом доходов, если не научиться экономно тратить деньги. Но об этом мы еще поговорим.
Мани объяснил все очень понятно. И я записала в моем блокнотике:
1. Порвать кредитную карточку.
2. Договориться о самых низких взносах по кредиту, какие только возможны.
Мани терпеливо подождал, когда я закончу писать, и перешел к следующему пункту:
— Третье правило касается потребительских долгов. Это долги, которые не связаны с покупкой дома. Если деньги нужны на то, чтобы купить новый автомобиль, телевизор, мебель или просто на жизнь, — это потребительские долги. В этом случае должнику следует соблюдать правило "пятьдесят на пятьдесят". Половину тех денег, что не нужны на повседневные расходы, нужно откладывать. Другую половину отдавать на выплату долгов.
— А бабушка всегда говорит, что долги нужно возвращать как можно скорее, — вспомнила я. — Значит, на это должны направляться все деньги, которые не нужны на жизнь.
— И чего ты достигнешь, вернув все долги? — спросил Мани. — Мама с папой всегда говорят, что тогда у них камень с плеч упадет, — попробовала я объяснить.
— Они думают именно так, — согласился Мани. — Но на самом деле, выплатив долги, они останутся на нуле. А нуль — это ничто. А ничто не может быть целью стремлений.
— А что же может быть целью? — удивилась я.
— Поездка в Америку или компьютер — это цель, — терпеливо объяснил Мани. — Или, например, сэкономить определенную сумму денег, которые не будут потрачены, — это тоже цель.
— Но зачем же экономить деньги, если их потом не тратить? — я была совсем озадачена.
— Я объясню тебе это через несколько дней, — утешил меня Лабрадор. — А сейчас вернемся к долгам. Итак, твои родители должны начать экономить. Незачем ждать того момента, когда они рассчитаются с долгами. Начинать можно немедленно. Только тогда они смогут осуществлять свои желания, не прибегая для этого к новым кредитам. И получат от этого куда больше удовольствия, потому что их совесть будет спокойна.
— Ты хочешь сказать, что им тоже следует завести копилку мечты?
— Это неплохая мысль, — кивнул Мани. — Кстати, все потребительские долги — глупые долги. Гораздо разумнее тратить только те деньги, которые удалось отложить. Мани очень хорошо все объяснил, и я записала:
3. Пятьдесят процентов денег экономить, а другие пятьдесят процентов
использовать для погашения потребительских долгов. Лучше всего вообще не делать потребительских долгов.
— И последнее правило, — глаза Мани весело блестели. — Тому, у кого есть долги, следовало бы приклеить на свой кошелек бумажку с надписью: "ЭТО И В САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО КУПИТЬ?" Тогда человек хотя бы возле кассы вспомнит, что не должен много тратить.
— Это касается всех, у кого нет такой собаки, как ты, — рассмеялась я.
Ну что ж, я многое узнала о долгах. Но это было легко по сравнению с задачей научить всему и моих родителей.
Но одно я решила твердо: сама я никогда не буду делать таких долгов. Я буду сначала откладывать деньги, чтобы потом что-либо на них купить. Мне вовсе не хочется попадать в такое положение, в каком оказались мои родители.
***
Я поняла, что деньги появляются как будто из ничего, если только знать волшебную формулу:
• решить, что ты любишь деньги и хочешь, чтобы они у тебя были;
• верить в себя, обладать идеями и делать то, что любишь;
• распределять деньги на повседневные расходы, исполнение желаний и на счет "золотой курицы";
• разумно вкладывать деньги;
• уметь всем этим наслаждаться.
***
Когда стены рушатся, расширяются горизонты "Пес по кличке Деньги" — давно назревшее открытие. Книга не поднимает назидательно палец, а дает детям шанс хоть немножко поучаствовать в абсолютно взрослом занятии —
зарабатывании денег. В течение двухсот лет, с тех пор, как Фридрих Фребель придумал детский сад, — его последователи, как пишет журнал "Кляйн унд Гросс", боролись с эксплуатацией детского труда и пытались приучить детей к кротким играм. Теперь пришла пора дать детям соответствующее их возрасту представление о работе и шанс принять
участие в деятельности взрослых.
"Пес по кличке Деньги" ломает воздвигнутые предрассудками стены и открывает взгляду новые горизонты: предпринимательская деятельность, предпринимательство — это не детский труд, а азартная игра, увлекательная, полная неожиданностей, дающая простор изобретательству.
Учиться в условиях рынка — значит учиться в обстановке неуверенности. Каждое — даже незначительное — предпринимательское решение содержит в себе элемент риска. Если оно ошибочно, то раньше или позже непременно скажется на экономических результатах. Зато правильные решения ведут, в конечном счете, к более высоким доходам. Игры в
предпринимательство и зарабатывание денег очень серьезны. Рынок — это школа, которая не похожа на школу, а предстает то в виде беговой дорожки с препятствиями или разветвленного лабиринта, где нужно принимать решения молниеносно, то рабочего места мастерового или упражнения для укрепления способности размышлять, то конторы по проведению необычных мероприятий или биржи идей. Школа рынка — это мечта,
являющаяся нам лишь в жизни.
В зарабатывании денег нет ничего плохого. Это занятие дает возможность делать добро себе и другим. У тех, кто рано начинает зарабатывать, развивается иммунитет к иждивенческому мышлению, они не любят находиться на содержании у других.
Кто зарабатывает, вовсе не должен сам становиться рабом все туже закручивающейся спирали потребительства. Предпринимательская деятельность таит в себе шанс просвещенного и бережного обращения со скудеющими ресурсами.
Разумная скромность — и требуется воспитание этого качества — означает: лучше один раз купить первосортный товар, чем много раз третьесортный; она означает свободу от постоянной жажды приобретения нового только потому, что изменился внешний вид или упаковка продукта, хотя содержание и осталось по существу прежним.
Качество жизни обеспечивается не накоплением все большего количества продуктов высоких технологий, а, например, благодаря тому, что человек находит время для общения с окружающими, выражения своих чувств, занятий творческой или предпринимательской деятельностью.