Используя такой инструмент, как PR, недостаточно просто писать «мы открылись» или «компания номер такой-то в своей индустрии выпустила новую версию своего бестсселера». Это никого не интересует. Но есть огромное количество успешных PR-кампаний, которые привлекают к программным гигантам и компаниям помельче много внимания со стороны окружающего мира, а соответственно – и много новых клиентов. Именно об этом мы хотим на этот раз поговорить – о результативной PR-кампании.
Многие SMB-предприятия из среднего и малого бизнеса, занимающиеся программным обеспечением, услугами или решениями, с опаской думают, что PR – это не то, что им нужно, что это инструмент лишь для крупных игроков. Мы постараемся развенчать этот миф, и объясним, как недорого и эффективно можно организовать PR-кампанию.
5.1. Составление и использование пресс - реализа
Пресс-релиз – это самый простой и быстрый способ обеспечить PR, если вы этим до сих пор не занимались.
Первая особенность – это заголовок. Важно указать в нем то, что составляет новость. Не «мы выпустили новую версию», а в чем именно заключается свежесть, почему люди должны это прочитать.
Следующее – это позитивное изложение фактов. Пожалуйста, воздержитесь от негатива, не надо критиковать конкурентов, не надо показывать, что все плохо и печально. Важно именно положительное видение, а именно – привязка к интересным фактам, к ярким событиям, которые происходят сегодня на рынке.
5.2. Что ненавидят главные редакторы
Так как PR, главным образом, связан с использованием тех или иных средств массовой информации (в основном – бумажных), рассмотрим, что, в первую очередь, ненавидят главные редакторы.
1. Они терпеть не могут многостраничных пресс-релизов. Полстраницы – оптимальный объем. Редкое исключение – почти целая страница. В остальных случаях ваше творение сразу отправится в мусорную корзину. Запомните главный принцип: пресс-релиз должен заинтересовать, чтобы потом потенциальный клиент уже посетил вашу страницу, получил дополнительную информацию, позвонил вам. Не надо писать много.
2. Редакторов раздражают пустые обращения к ним. Это не только люди, в подчинении которых – штат журналистов. Главный редактор связан с множеством других «специалистов», которые его постоянно дергают. Основная часть его работы заключается не просто в том, чтобы редактировать какие-то материалы, а решать коммуникационные вопросы и пытаться избежать встреч с теми, кто пытается что-то «пропихнуть».
3. Не звоните редактору с вопросом: «Вы получили наш пресс-релиз?». Главред крупного нишевого средства массовой информации в день в среднем получает несколько сотен пресс-релизов. И если вы после своего «спама» будете еще интересоваться, пришло ли письмо, скорее всего, вы получите «непечатный» ответ.
4. Не вкладывайте в письмо файлов. Представьте, что будет, если сотни писем, получаемых редактором ежедневно, будут содержать вложения! Да он просто с ума сойдет. Многие пытаются прислать редактору .pdf или .docx файлы. Их нужно загружать, иногда даже подбирать шрифты, да и вирусы встречаются. Поэтому многие главные редакторы удаляют ваши пресс-релизы, даже не читая их. Отправляйте всю информацию в теле письма.
5. Редакторы терпеть не могут повторений, в том числе и повторных звонков и писем. Также они не любят это и в тексте. Не надо посылать пресс-релиз повторно, если его даже не напечатали. Этим часто грешат компании, которые только начинают рассылку пресс-релизов. Если вы отправили отличный текст, в составление которого вложили время и деньги, но его не опубликовали, не надо его слать еще раз через неделю или месяц. Вас просто включат в спам-лист.
6. Не стоит писать редактору примерно следующее: «Мы вам вчера выслали письмо, но вы на него не ответили…», или «Может быть, вы не получили наше письмо, мы завтра пришлем его еще раз», или «Может быть, этот документ у вас просто затерялся…».
7. Также не рекомендуем высылать старые новости. Редактору нужны новости о том, что происходит на рынке.
8. Также не советуем использовать большое количество специальных терминов и аббревиатур, которые делают текст нечитабельным. Вы и ваши специалисты его поймете, но в целом материал уже вряд ли составит новость.
5.3. Отношение — все, пресс — реализы — ничто
Отношения с прессой важнее любых пресс-релизов, потому что последние – это лишь инструменты разового воздействия. Даже если они не попали в издание, а новости об этом разлетелись везде, лучше быть в хороших отношениях с тремя влиятельным редакторами, чем не иметь отношений вообще ни с кем.
Предлагайте и пишите хороший контент – это уже больше, чем половина успеха. Когда вы пишете качественные статьи, вас начинают любить, ценить и уважать. Чем больше вы собственной работой докажете, что выдаете достойные тексты, которые легко редактировать и публиковать, которые не занимают много времени и не доставляют забот, – тем выше поднимется ваш рейтинг среди редакторов и различных представителей СМИ. Тем быстрее вы сможете установить с ними хорошие отношения и поддерживать их в будущем.
Если вы умеете и любите писать хорошие статьи, проводить аналитику и готовить материалы быстро, будьте готовы к тому, что у редактора может «выпасть» реклама или статья, то есть в номере образуется «дырка», которую надо срочно чем-нибудь заполнить. Если вы можете оперативно (например, в течение нескольких суток) написать хорошую статью в соответствии с темой и отдать ее редактору, это существенно продвинет вашу PR-кампанию.
5.4. Как правильно измерить отдачу PR-кампании
Набор всех индикаторов PR-кампаний делится на две категории:
1. то, что можно (чаще всего – достаточно легко) посчитать,
2. то, что относится к сложно или проблематично определяемым индикаторам.
Начнем с первого. Мы можем посчитать:
- количество обращений к вам после проведения PR-кампании,
- количество продаж в результате этих обращений,
- объем этих продаж,
- затраты на PR и рекламу,
- прибыль и экономию по сравнению с затратами на продвижение,
- рост доли рынка.
В первую очередь, нужно каким-то образом специфицировать каждый маркетинговый инструмент и канал по определенному признаку, который можно выявить потом, когда к вам обратится клиент.
В отношении неизмеримых или сложно подсчитываемых индикаторов, казалось бы, узнаваемость бренда – это эфемерная категория, хотя на самом деле любое серьезное аналитическое или маркетинговое агентство готово «измерить» для вас узнаваемость бренда за соответствующую оплату, проведя несколько социологических опросов среди потенциальной аудитории. Что касается роста доли рынка, необходимо сказать, что этим также занимаются крупные аналитические компании, которые серией опросов получают эту информацию.
Кроме того, именно своевременное и массовое привлечение интереса к вашей теме зачастую вызывает бурный рост рынка в целом, особенно в том случае, если он был в «зародыше».
Теперь давайте сравним пиар с рекламой. В чем разница? Воспользуемся следующими критериями:
1. Простота реализации. Рекламу, на самом деле, в большинстве случаев подготовить и реализовать гораздо проще, чем PR-кампанию. Это общеизвестный факт. Мы не говорим о пиаре в виде публикаций и пресс-релизов. Мы говорим о более серьезных и комплексных проектах. Реклама в этом смысле проще. Именно поэтому большинство компаний используют рекламные механизмы для продвижения своего продукта.
2. Масштабируемость. Если вы запустили рекламу, которая сработала и принесла, согласно вашим подсчетам, 2 рубля 50 копеек на каждый вложенный рубль, ее можно и нужно масштабировать, то есть искать новые методы продвижения, каналы распространения, покупать больше площади у того же рекламного издания. Больше вложили денег – получили лучший результат. В пиаре такого нет. Разумеется, если вы сделали десять реклам и разместили их, а потом расположили еще в двадцати местах, потому что это сработало в прошлый раз и дало конкретный эффект, то пиар менее предсказуем и его значительно сложнее масштабировать. Рекламой можно и нужно управлять.
3. Повторяемость. В повторяемости реклама сильно выигрывает по сравнению с PR. Если у вас есть одно объявление, которое сработало, вы можете его использовать еще и еще до тех пор, пока оно приносит результаты. Что касается пиара, если вы выпустили пресс-релиз, то во второй раз он уже никому будет не нужен.
4. Управляемость. PR завязан на более динамичном аспекте рынка, заточен под настроение людей и те новости, которые стоят рядом с вашей публикацией. В этом большой плюс. Мы не можем им управлять, но при удачном попадании в цель масштаб PR может быть гораздо шире. Естественно, больше доверия вызывают новости, а не ваша реклама. В рекламе вы говорите о себе, а в новостях рассказывается о вас. Больше информации вы даете в PR-новостях, при этом расходы значительно меньше, но и гораздо сложнее контролировать PR-кампанию по сравнению с прямой рекламой. Кроме того, результаты PR могут проявиться гораздо позже, а рекламный эффект можно оценить практически сразу.
5. Выход на рынок
5.5. Пять шагов к запуску нового программного продукта
А что же конкретно делать? Когда есть новый продукт… Что же надо предпринять, чтобы его запустить?»
Шаг 1. Подготовка к продажам.
Недостаточная подготовка гарантирует неудачный запуск продукта. По этой причине время и ресурсы на подготовку жалеть нельзя. Начнем с продукта. Во-первых, продукт должен работать. Бета- или даже альфа-версию лучше всего даже не выпускать. Не стоит делать мануал на 4-х страницах о том, как его инсталлировать. Процесс установки должен быть максимально прост: нажать – нажать – нажать – запустить. Во-вторых, продукт должен делать то, для чего он предназначен. Если случилось так, что вы уже всем объявили, что он выйдет в определенный день, но пока программа не работает, предусмотрите быстрый и несложный механизм, как сделать к нему «патчи» и минимальными усилиями помочь вашим клиентам решить этот вопрос. Чеклист готовности продукта с точки зрения запуска процесса маркетинга.
Маркетинговые материалы. Приведем список материалов, минимально необходимых для запуска нового продукта.
1. Корпоративная брошюра.
2. Брошюра продукта.
3. Готовность к подготовке специальных предложений.
4. Готовность компании с точки зрения процесса внедрения.
5. План внедрения.
6. Система эскалации, отчетности и контроля.
Шаг 2. План запуска продукта с точки зрения маркетинга.
Что должен обеспечить маркетинг до запуска продукта, во время, а также – после этого? Во-первых, необходимо установить четкие сроки запуска. Естественно, их определяет не маркетинговая служба компании, а производственная – люди, которые отвечают за разработку продукта. Маркетинг же должен передать эти сроки рынку и сделать так, чтобы ему они были ясны, а также следить за соблюдением этих сроков. В случае успеха это позитивно повлияет на имидж вашей компании, ведь тогда все поймут, что вы отвечаете за свои слова.
Кроме того, маркетинг должен выявить все необходимые ресурсы; если в вашем планепредусмотрено несколько кампаний, проектов или мероприятий по различным каналам, вы должны обеспечить все их либо исключить те, которые не обеспечены ресурсами. Также и маркетингу необходимо выделить все требующиеся ресурсы.
Крайне важно, чтобы запуск нового продукта «не убивал» уже существующие продукты. Дело в том, что вы, уже работая на рынке и проводя рекламные и маркетинговые кампании по существующим продуктам, должны продолжать эту работу – ведь данные программные решения уже приносят вам деньги от реальных заказчиков.
Главная задача маркетинга – это lead generation, особенно при запуске нового продукта. То есть – привлечение в компанию достаточного количества правильных потенциальных клиентов, которые в ближайшее (или не в ближайшее) время будут подхвачены вашими продавцами и приобретут новый продукт.
Шаг 3. Что и как должен подготовить отдел продаж перед, в процессе и после запуска продукта.
«Все на продажу!» – это не лозунг и не просто красивые слова. Это – реальность.
Все сотрудники отдела продаж должны быть готовы и морально, и физически, и с точки зрения обучения к правильной продаже вашего продукта, к грамотным ответам на сложные вопросы со стороны клиентов. Ни один сотрудник отдела не должен оставаться в стороне при старте.
Дело в том, что во время запуска нагрузка на продавцов отнюдь не меньше, чем на отделы внедрения и технической поддержки, а иногда даже более сильная.
Поэтому, если вы думаете, что из 10 сотрудников отдела продаж вам достаточно будет обучить пятерых, а остальные будут работать над продажей уже существующих продуктов, это неправильно. Скорее всего, нагрузка придется не только на пятерых «подкованных», которых тут же расхватают клиенты, а на всех.
Обеспечьте их максимальным объемом обучающих материалов, тренингов, скриптов и убедитесь, что они способны ответить на большинство критически важных вопросов клиента в отношении вашего нового продукта.
Шаг 4. Интеграция усилий.
Чтобы достичь максимального успеха, все отделы вашей компании должны работать как пальцы, сжатые в кулак. В продажах это lead generation, то есть каналы генерации новых клиентов и демонстрационные показы, которые должны быть готовы и настроены. Необходимо отслеживать посещения на сайте, чтобы узнать, кто приходит и что смотрит, и немедленно добавить новые элементы.
Мы утверждаем, что вам необходимо так интегрировать усилия маркетинга и продаж, чтобы продавцы, также как и вы, участвовали в этих мероприятиях, а процессы проходили неразрывно и слаженно.
Что же касается непосредственного маркетинга, ваше позиционирование должно быть расписано и его следует транслировать клиентам всеми доступными способами. Также важен брендинг. Подготовьте все логотипы и названия продукта.
Шаг 5. Follow-up
Важно понимать, что отсутствие follow-up является причиной огромного количества провалов при запуске новых программных продуктов. Мы имеем в виду, что процесс контроля на старте должен быть управляем и обеспечиваться обратной связью. Любые проблемы и корректирующие действия должны находить правильный отклик в тех мерах, которые предпринимают все сотрудники компании, занимающиеся запуском нового продукта.
Follow-up – это не только мероприятия, которые вы проводите во время запуска, но и ряд задач и приоритетов, которые необходимо сохранить и отработать к запуску следующей версии или нового продукта. Если вы не изучите обратную связь при этом, не скорректируете планы и материалы, которые получили сейчас, то в следующий раз допустите те же ошибки и встретитесь с гораздо большими трудностями.
Follow-up должен быть многогранным: вы одновременно и принимаете информацию о ваших действиях, и выдаете ее обратно рынку. То есть продвигаете продукт, поддерживая диалог с клиентами и параллельно принимая обратную связь.