Что такое тренинг

Тренинги – один из самых эффективных видов передачи информации в целях обучения. На сегодняшний день тренинги получили очень широкую аудиторию последователей. С каждым днем все больше и больше людей интересуются данной формой обучения. Все потому, что с помощью тренинга можно за короткое время получить хороший объем не только теоретических, но и практических знаний и навыков.

Главным преимуществом тренинга является работа в группе. Благодаря этому, каждый участник учится быть общительным и открытым, что очень важно для психологических тренингов. Данная статья познакомит вас с понятием тренинга, расскажет, что такое психологический тренинг, чем тренинги отличаются от других видов обучения, и как подготовить и провести собственный тренинг.
Зачем нужны тренинги
Главная цель тренинга – практические навыки, точнее их получение. Эти навыки, зачастую, можно использовать в дальнейшей жизни. Обучение в тренинге проходит с помощью действий и анализ того опыта, который был приобретен.

Вот еще некоторые полезные факторы любого тренинга:
1. Обретение новых знаний. Тренинги специализируются на практических навыках, но это не значит, что вы не получите никаких теоретических знаний. Определенную базу вы, конечно же, освоите;
2. Тренинг дает вам возможность взглянуть на самого себя со стороны;
3. Групповое общение с такими же людьми, как и вы. Участники тренингов – единомышленники, поэтому общение с ними даст определенную пользу.
Кому нужны тренинги
Тренинг не имеет ограничений и противопоказаний. Он подойдет любому, кто хочет улучшить самого себя, получить новые знания и навыки, продвинуться в профессиональной сфере.

Особенно полезным тренинг будет для тех, кто:
· Сомневается в своих возможностях;
· Не обладает коммуникабельностью;
· Желает увеличить свою прибыль;
· Обладает определенными страхами;
· Желает развить свои творческие способности;
· Регулярно конфликтует с окружающими, часто страдает от приступов агрессии.

Виды тренингов
Тренинги бывают на разные темы. Давайте рассмотрим, какие наиболее популярные разновидности тренингов существуют:

1. Образовательный. Данный тренинг нацелен на получение новых знаний и навыков. Такой тренинг хорошо подходит бухгалтерам, парикмахерам, IT специалистам, а также всем, кто хочет научиться чему-то новому, получить знания, и освоить навыки;

2. Психологический. Такой тренинг основан на самопознании. Он помогает решать внутренние психологические проблемы всех участников;

3. Тренинг по личностному росту. Главная цель – трансформировать сознание, преодолеть комплексы и внутренние блоки, обзавестись уверенностью в себе, сформировать зрелую личность, которая готова к свершениям;

4. Социально-психологический. Основная задача – сформировать межличностные отношения, развить навыки коммуникации, адаптировать человека в обществе;

5. Бизнес-тренинг. Данный вид тренинга проводится для людей, которые стремятся к достижению успехов в бизнесе, а также хотят повысить свой доход;

6. Релаксационный. В процессе данного тренинга человек учится с умом расходовать свои силы. Данная практика научит вас расслаблению после насыщенного трудового дня, а также, правильному распределению времени для работы и отдыха.

7. Корпоративный. Проводится для сотрудников определенной компании для того, чтобы повысить квалификацию сотрудников;

8. Смешанный. Такой тренинг отличается длительность занятия. Может длиться до 8 часов с перерывами. В процессе данного тренинга учитель дает небольшое количество знаний в различных сферах.
Что такое психологический тренинг?
Начнем с того, что тренинг – продуктивный обучающий курс, который сочетает в себе краткие семинары по теоретической части и отработку полученных знаний на практике за очень краткие сроки. Основа тренинга – система и практика. Только с помощью данных пунктов достигается результат.

В психологическом варианте тренинга результатом будет являться сформированный тип поведения. То есть навык поступать иначе в определенной ситуации, а не так, как вы делали это раньше. Также результатом психологического тренинга станут личностные качества, которые развивались в процессе.

Во время лекции вы впитываете знания, но во время тренинга вы получаете возможность опробовать на себе новую модель поведения, обратить внимание на те реакции, которые раньше совсем не замечали. Тренинг намного эффективнее, чем другие виды обучения, потому что из той теории, которую вы изучили на лекции, вы запомните только минимальную часть. А вот из тренинга вы сможете выжать свой максимум.
Отличия тренинга от других форм обучения
Чем еще отличается тренинг от других видов подачи информации?

Первое и основное – в тренинге участвует группа людей, соответственно используются групповые практики, например, обсуждение или групповая дискуссия. Все это делается для того, чтобы получить обратную связь и сформулировать новые модели поведения, а также, проверить, как эта модель воспринимается участниками тренинга.

Второе – в тренинге всегда есть определенные правила:
· Активность. Каждый участник обязан участвовать в заданиях и проявлять активность. Именно таким образом достигается результат. Поэтому тренинг всегда проводится для групп (5-10 человек);
· Творчество. Тренинг призывает к созданию творческой среды, которая способствует генерированию новых идей. Такое правило нужно для того, чтобы разрушить стереотипы, полученные в процессе воспитания, обучения, а также после получения некоторого опыта жизни. Благодаря данному правилу, можно творчески подойти к поиску решения для определенной жизненной ситуации;
· Грамотная критика. Нельзя критиковать человека, нужно выражать отношение к его действиям. Очень важно научить всех участников тренинга давать обратную связь правильно. Благодаря этому, они смогут говорить о своих переживаниях и лучше понимать присутствующих;
· Здесь и сейчас. В тренинге нельзя использовать выражение “Обычно я делаю так…”. Все что вы делаете на тренинге, вы делаете в реальном времени.
Это не конкретно установленные правила для каждого тренинга, а лишь независимый пример. Все правила устанавливаются тренером и участниками тренинга перед его началом.
Я предпочитаю учиться на чужих ошибках. Это стоит неизмеримо дешевле. Поэтому я учусь у успешных и хожу на тренинги.


Джек Траут
Тренинг личностного роста
Основная цель такого тренинга – позволить участниками осознать все свои негативные установки, а также те внутренние убеждения, которые будут мешать развитию, и портить общение с окружающими. Такой тренинг открывает возможность посмотреть на свои проблемы иначе, с другой стороны.

Основные цели:
1. Поиск негативных установок, их осознание и, в дальнейшем, изменение;
2. Поиск своих страхов и работа с ними;
3. Поиск своего пути к гармонии в жизни;
4. Корректировка целей и ценностей человека.

Главное правило тренинга – конфиденциальность. Все, что обсуждается с группой, должно остаться между группой. Такое правило позволяет участникам расслабиться и довериться окружающим, соответственно быть более откровенными. А откровенность очень важна для того, чтобы осознать и изменить свои негативные установки и избавиться от жизненных проблем.
Проведение тренинга
Возможность отказаться

Первое, о чем стоит задуматься – ваша квалификация. Вы должны иметь должную квалификацию и опыт для того, чтобы проводить тренинги.
Тренинг – долгое мероприятие, которое требует подготовки. Во время тренинга вам необходимо поведать участникам огромное количество нюансов по соответствующей теме. Если ваша основная цель материальная выгода, - откажитесь. Все что вы заработаете – плохая репутация, так как для проведения хорошего тренинга необходимо быть погруженным в тему, вам должно нравиться то, что вы делаете. Никто не будет приходить на тренинг к человеку, который не сможет заинтересовать клиентов. А как вы их заинтересуете, если сами не заинтересованы? Поэтому, если вам не интересна тема, вы не имеете должных знаний и навыков по ней, лучше отказаться от проведения подобного мероприятия.

Второе – вам необходимо настроиться на работу со взрослой аудиторией и подготовиться к этому. Важно понимать, что есть много специфики при работе со взрослыми людьми, например:

· Многие люди приходят на тренинги уже с накопленным жизненным опытом. И этот опыт будет соперничать с теми знаниями, которые вы будете пытаться им преподнести. Чаще всего, такие люди приходят на тренинг совсем без мотивации. Они ходят на данные мероприятия и выучили уже, наверное, всю теоретическую часть. Но у них нет никакого результата, так как они отказываются что-либо делать. Вам необходимо придумать, как можно их мотивировать и подвести к действиям;

· Ваш авторитет постоянно будет под сомнением. Особенно, если вы начинающий тренер и не имеете никакого опыта в этом деле. А если вы еще и не можете похвастаться своими заслугами и достижениями, вас просто съедят. Что же делать новичкам? Ответ прост – харизма. Недаром есть выражение о том, что на ней можно выехать. Это действительно так. Ваши харизма, обаяние и умение держаться на публике ответят всем сомневающимся в вашем авторитете участникам тренинга.

· Взрослые – хронические скептики. Они мыслят скептически всегда и везде, поэтому важно, чтобы все задания из вашего тренинга можно было применить на практике, иначе никто ничего делать не станет. Даже харизма не спасет. Перед каждым шагом подробно объясняйте для чего это нужно, в чем это поможет. Говорите, что без этого навыка, вы не сможете выполнить такие-то задачи и так далее;

· Взрослые ценят свое время, даже слишком ценят. Поэтому они не потерпят “технических неполадок” и тех знаний, которые они посчитают банальными. Такие знания, зачастую, можно получить и без посещения тренинга.
Если вы чувствуете сомнения и не верите в свои силы, то лучшим решением будет отказ от проведения тренинга до тех пор, пока вы не скажете: “я готов!”. Оставьте себе время на подготовку, соберите все свои ресурсы и качественно все организуйте. Как только вы перестанете волноваться, переходите к проведению тренинга.
Воспитание - это процесс, комплексный и постоянный. Этикет, нравственность, ответственность, самостоятельность не выдаются бесплатно как приложение к младенцу при выписке из роддома.


Наталья Бумаркина
Определитесь с направлением тренинга
Сначала соберите образ человека, на которого будете ориентировать ваш тренинг. Помните, что все вы не сможете угодить каждому. Представьте, что пришли в офис и проводите тренинг по самообороне для тех людей, который не служили в армии и не участвовали в уличных драках. Поэтому стоит сделать ставку на специфическую аудиторию.

Когда определились с образом, ставьте конкретную задачу, которую должны будут разобрать все присутствующие на тренинге. Важно ставить правильную задачу. То есть, она должна звучать выполнимо. Например, “Вы должны научиться вырубить человека с одного удара” – плохая задача, так как на ее реализацию уйдут годы. А вот хорошая задача – “Вы будете видеть опасность заранее и научитесь ее избегать”.

Придумайте изюминку, которая отличит ваш тренинг от тысячи других. Вставьте в свой тренинг интересную часть, например, урок самообороны в полевых условиях. Вы отказались от обыденного спортзала и выбрались в те места, где самый высоки риск нападения. Таких интересных подходов множество, главное включить креативное мышление и хорошенько подумать. Если у вас возникли сложности с этим, изучите материалы своих коллег, посмотрите, какие интересные ходы придумывали успешные тренеры. Черпать идеи можно где угодно, главное не оставлять тренинг в формате банальной посиделки.
Программа тренинга
Программа – это тот материал, который вы подготовили. Вы должны собрать весь материал, который хотите взять в работу и составить план своей работы. Вот некоторые рекомендации, которые могут вам в этом помочь:

· Не думайте о тайминге. Тайминг – разделение тренинга по часам. В тренинге в любой момент все может пойти не так, как вы планировали, поэтому нет никакого смысла расписывать тайминг. Все, чего вы добьетесь – сломанная хронология вашего занятия;

· Смысловые блоки – замена таймингу. Смысловой блок – небольшое количество материала, легко встраиваемое в перерывы. Такие блоки не привязаны по времени, поэтому легко могут быть заменены на другие. Очень удобно в том случае, если участникам не понравилось упражнение. Вы можете с легкостью убрать его и предложить что-то новое. А если вы будете следовать таймингу, всем придется страдать и доводить неинтересное упражнение до конца;

· Подготовьте дополнительные сценарии. Вдруг что-то пойдет не по плану, вы должны всегда иметь страховку, поэтому важно написать еще несколько дополнительных сценариев в работу;

· Добавьте некоторые блоки в подвал – подготовьте материал, который не будет входить в основную программу, но может пригодиться в процессе проведения тренинга. Если ваша аудитория будет хорошо подготовлена, вы не обязаны останавливаться на пройденной программе, вы можете посвятить время изучению новых навыков.
Чем больше в тренинге будет работы с аудиторией и необычных ситуаций, тем более ценной будет ваша программа.
Тренинги без анализа реальности — путь в некуда!

Наталья Бурмакина
Проведение тренинга и дальнейшие перспективы

Если тренинг оправдает ожидания вашей аудитории, вы должны быть готовы к тому, что вы не успеете отдать большую часть подготовленного материала. Будет много дополнительных вопросов и нюансов и обучение затянется, соответственно составленная программа потерпит изменения. В таком случае вам нужно проанализировать все ваши смысловые блоки и оценить их уровень важности. Составьте лесенку: от приоритетных до второстепенных. С приоритетными блоками вы должны работать в первую очередь, пока не передадите участникам тренинга всю информацию. А второстепенные блоки следует подключить, если на них останется время.

В конце тренинга, расскажите немного информации о своих ресурсах и дайте на них ссылки. Так люди смогут приобрести конкретный продукт, или записаться на ваш новый тренинг.

Если вы все-таки решились на проведение тренинга – дерзайте! Главное помните, любое дело требует тщательной подготовки, поэтому не пренебрегайте тем пунктам, что читали в данной статье. Если все спланирует качественно, то успех не заставит себя ждать. Удачи вам!

За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь.

Клэй П. Бедфорд

Андрей Автономов

Исполнительный директор