Бизнес тренинги онлайн

Дистанционные бизнес тренинги – это относительно новый вид обучения. Отличается особой эффективностью и практичностью. Обучение онлайн позволяет вам проходить занятия, находясь в любой точке мира. Все, что вам для этого нужно – ноутбук или смартфон. В данной статье мы поговорим о бизнес тренингах в целом и расскажем, чем отличается очный вариант обучения от заочного.

Содержание:

  1. Структура бизнес тренинга онлайн;
  2. Содержание тренинга;
  3. Стиль;
  4. Сопровождение, организация;
  5. Сопротивления;
  6. Основные принципы бизнес тренинга;
  7. Два основных правила построения бизнес тренинга;
  8. Заключение.
Я думаю, владельцы и топ-менеджеры компаний должны как можно чаще отвлекаться от своих привычных дел и проверять качество своих собственных товаров.

Ричард Брэнсон

Структура тренинга
Начать стоит с тем, которые непосредственно касаются структуры онлайн-тренингов. Итак:

  • Нормы. Онлайн тренинг, как и офлайн, просит введения норм. Однако их будет в два раза меньше. То есть, если в офлайн тренинге будет 10 норм, то в офлайн хватит и пяти;
  • Все этапы и блоки должны идти последовательно, друг за другом. Необходимо заранее продумать, что за чем будет идти, как лучше распределить блоки. Это очень важно для тренингов онлайн формата;
  • Вообще соотношение практики должно быть 30 на 70 в пользу практических занятий. Однако онлайн тренинги это несколько иная ситуация. Если сделать такое же соотношение на дистанционном тренинге, внимание удержать не получится. Онлайн тренинг должен выглядеть следующим образом: 60% - выступления тренера, 40 – практические задания. Уследить за всеми точно не получится, так как вы не сможете быстро переходить из одной комнаты в другую. В лекционном зале во время очного тренинга таких проблем нет, поэтому и практики там больше;
  • Разнообразные формы активности. Данный вопрос очень важен для онлайн тренингов, так как типы активности значительно отличаются. Полностью исчезает физическое присутствие, соответственно исчезают и движения людей. Но есть и плюсы, например, можно использовать анкеты, викторины и визуальное воздействие;
  • Правила и структура ролевых и деловых игр, а также их механика. В онлайн-тренинге многое отличается. Поэтому, при рассмотрении того или иного упражнения для офлайн, необходимо учесть возможность его проведения в формате онлайн;
  • Инструкция к упражнению. Требования к инструкциям в онлайн-тренингах ужесточаются. Они обязательно готовятся в письменном виде и пересылаются участникам перед тем, как они начнут выполнять упражнения в формате онлайн;
  • Обратная связь с участниками тренингов. Способы осуществления обратной связи также меняются. Онлайн не предоставляет возможности также быстро реагировать на ситуацию, происходящую в группе, как офлайн. Это также стоит учесть.
Содержание тренинга
Содержание дистанционных тренингов остается таким же. Могут быть небольшие изменения, но они будут незначительными, связанными именно с форматом. То есть, если что-то проделать онлайн будет невозможно, лучше это заменить, но чем-то похожим.
Стиль тренинга
А вот стиль тренинга должен кардинально измениться. Требования к нему значительно возрастают, так как лектору будет очень сложно завоевывать внимание. В аудитории он может это сделать благодаря своей харизме, но в онлайн формате необходимо придумать другой вариант. Если вы будете постоянно проводить повествование, оно, скорее всего, станет очень скучным, или даже невыносимым.

Преимущество онлайн заключается в том, что авторитарный тренер не имеет здесь никакой власти. Он не имеет возможности надавить на участника, быть более настойчивым. На самом деле это даже хорошо. Такой расклад событий побуждает тренеров к поиску новых вариантов проведения тренингов и изучению новой информации.
Сопровождение, организация
Сопровождение тренинга – это его организация. То есть, это то, как мы используем пространство звуки, предметы для усиленного воздействия на тренинге. В формате онлайн все меняется кардинально. Отсутствует зал, нет круговой посадки или посадки рядами. Отсутствуют люди, есть только маленькие кусочки их видео, которые располагаются на экране тренера. Группы по своей сути распадаются, точнее и поначалу вообще нет.

Присутствуют аватары людей и воображение. Понятно, что со временем, в ходе тренинга начнут появляться связи между тренером и участниками. Но они не будут считаться прочными. А связи между участниками вообще можно назвать посредственными, так как кто-то может не понимать, сколько человек принимают участие, не говоря уже о том, чтобы запомнить друг друга.

Поэтому, сопровождение онлайн тренинга нужно продумывать тщательно. Оно значительно отличается от офлайн формата. Можно даже сказать, что это два разных типа обучения, далекие друг от друга.
Сопротивления
Участники онлайн тренингов также сопротивляются изменениям, как и офлайн. А вот возможностей по работе с ними у тренера практически не остается. Есть другие варианты, но они гораздо слабее.

О групповой динамике говорить вообще не стоит, так как группы нет как таковой. Есть только отдельные видеоизображения людей. Периодически они задают вопросы. Также они иногда общаются друг с другом в общем чате или в отдельных комнатах. Но это точно нельзя назвать связанной группой участников. В данном случае вообще стоит подумать над созданием новой главы в области социальной психологии и психологии поля. Поэтому вопрос групповой динамики мы опустим.

А вот доверие, которое тренеры создают за счет безоценочности тренинга, отсутствия личной критики, тщательной подготовке содержания тренинга, а также учету тренером специфики работы людей, остается таким же.
Чтобы управлять системой, нужно разделять взгляды и принципы менеджеров, и экономисты — это просто особая разновидность менеджеров, если не считать экономистов-ученых, которые не подпадают под это определение.

Василий Васильевич Леонтьев

Основные принципы бизнес тренинга
Давайте разберем несколько основных принципов бизнес тренингов:

Группа - участник

Соблюдение баланса между группой и участником на онлайн тренинге дело непростое. Во время проведения теоретической части и рассказа о технологии управления, переговоров или продаж, демонстрации примеров, участник одинок. Он разговаривает не с группой, а с неким воображаемым образом группы.

В процессе проведения онлайн тренинга у тренера даже нет возможности посмотреть в глаза участникам. Приходится смотреть в объектив, который находится выше человеческого лица, расположенного в прямоугольнике на экране компьютера. Делать это нужно для того, чтобы создать у участника впечатление, что тренер смотрит ему в глаза. А если действительно смотреть на разных участников в прямоугольниках по очереди, это будет восприниматься странно.

На онлайн тренингах группа и участник должны стать единым целым. А вот каким способом они это сделают должен решить тренер. Его задача продумать, как можно сплотить группу и создать благоприятную атмосферу во время тренинга.

Если кто-то из участников тренинга задает вопрос, когда тренер его слушает, он его видит, но как только тренер начнет отвечать, он смотрит уже в экран, а не на участника. Соответственно, человек становится для тренера обобщенным представителем группы.

В комнате, если разделить группу людей по 3-4 человека, можно будет общаться более индивидуально. Однако время на подобное общение ограничено. Группа из 15 человек делится на 4-5 комнат. Во время офлайн тренингов можно улавливать фразы из разных подгрупп, а онлайн предоставляет минимум контекста.

Тренер входит в комнату как новичок, вторгается в нее. Слушает минуту, о чем говорят участники, контролирует правильность выполнения инструкции. Дает некоторые комментарии по поводу содержания, отвечает на вопросы. Вы можете сказать, что и онлайн тренинги проходят также. Да, но не всегда.

Теория – практика

Как мы уже говорили выше, теория и практика на онлайн тренинге должна быть в процентном соотношении 40 на 60. Это те цифры, к которым необходимо стремиться. Максимальный уровень теории – 50%. Больше недопустимо, так как это будет просто скучно, и, соответственно, не эффективно. Мы ведь на тренинге, а не на банальном вебинаре, который иногда даже похож на автовебинар. Это записанный вебинар. Он транслируется, а спикер только отвечает на вопросы в чате.

Все-таки онлайн тренинг - это нечто большее, и требует он тоже большего. Мы ведь говорим не только о приобретении каких-то теоретических знаний, но и навыков и умений, или хотя бы о зародыше нового навыка. А значит, активность на онлайн тренинге должна быть не менее 50%, а лучше все 70%.
Два основных правила построения бизнес тренинга
Правило 1. Структура: анализ – синтез.
Во время планирования практических упражнений необходимо детально их структурировать в самом начале и мыслить более массивными блоками приближаясь к концу, то есть двигаться от анализа к синтезу.

Структура должна развиваться от анализа к синтезу. Тренинг должен быть пострен так, чтобы процесс развивался от крупномасштабной карты структуры к мелкомасштабной. Движение должно начинаться от интеракций между тренером и участником (обязательно необходима промежуточная обратная связь тренера). Длительные взаимодействия между участниками – это та точка, к которой необходимо прийти. Также должна присутствовать финальная обратная связь, как от тренера, так и от участников.

Правило 2. Содержание: общее – частное

В процессе изложения теории необходимо двигаться от общего обзора программы. Далее будет следовать проработка типовых случаев и тем тренингов. А в финале необходимо разобрать максимальное количество конкретных ситуаций, пользуясь пройденной теорией.

Что касается онлайн тренингов

Правило 1

При проведении онлайн тренингов невозможно контролировать участников. Все потому, что люди могут включать и выключать камеры и микрофоны. А некоторые даже с включенной камерой умудряются заниматься своим делом. И винить их в этом нельзя ни в коем случае. Очень трудно удерживать свое внимание, сидя перед ноутбуком в течение нескольких часов, пока длиться тренинг. Данная особенность несколько затрудняет реализацию тренингов для конкретных участников.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в онлайн тренингах требуется раскачка. То есть, все должно быть постепенно. К примеру, не стоит начинать тренинг сразу со сложных ролевых игр, для начала лучше провести небольшой опрос.

Правило 2

А вот это правило, по сути, работает также как и в формате офлайн. Данный подход универсален. Важно только продумать способы, с помощью которых тренер будет вести тренинг от общего к частному.
Суть бизнеса заключается не в соблюдении формальностей, поиске выгоды, практическом результате, получении прибыли, стремлении продать, коммерческой игре или чём-то ещё. Бизнес — это прежде всего то, что вам не безразлично.

Ричард Брэнсон

Надеемся, что данная статья помогла вам разобраться в различиях между офлайн и онлайн тренингами по бизнесу. А также в особенностях проведения онлайн тренингов. Теперь вы сможете написать собственную программу дистанционного занятия.
Заключение
Елизавета Борисова
Директор департамента производства