Бизнес-тренер

Инфобизнес развивается с невероятной скоростью. Сегодня каждый второй может стать коучем, консультантом или бизнес-тренером. О последних и пойдет речь в данной статье. Мы расскажем вам, кто такой бизнес-тренер, что нельзя называть бизнес тренингом, и поведаем о стереотипах, которые ходят вокруг данной профессии.

Содержание статьи:

1. Бизнес-тренер. Основные понятия. Кто это такой;

Тренинг является тренингом, когда;

Требования и критерии к бизнес-тренингу.

2. Что нельзя считать бизнес-тренингом;

3. Стереотипы вокруг профессии бизнес-тренера.

Когда я думаю о большом бизнесе, о больших целях, я почему-то всегда представляю альпинистов. Представляю большую гору. Почему? Потому что, чтобы взойти на большую вершину, нужно много учиться, тренироваться. Ты не можешь это сделать моментально, мгновенно. Взять, купить билет и подняться на Эверест. Ты должен сначала взойти на Эльбрус, потом на Монблан и только потом задуматься об Эвересте. И самое главное — ты должен поверить, что это реально, что ты это сможешь сделать.

Фёдор Овчинников
Бизнес тренер. Основные понятия.
Кто это такой?
Для того, чтобы ответить на вопрос "кто такой бизнес тренер?", нужно разобраться с самим понятием бизнес-тренинга. Если говорить на простом языке, бизнес-трениниги отличаются от лекций или семинаров тем, что конечной целью данного мероприятия является получение нового навыка или новых практических знаний. Обычно бизнес-тренинги посещают люди, которые хотят повысить эффективность своего бизнеса.

Если не углубляться в данное понятие, то это все. Главное, что вам нужно запомнить – "получение нового навыка". То есть, тренинг является тренингом, когда:

Присутствует преподаватель или специалист с опытом в обозначенной теме;

Присутствуют другие участники;

Вы получаете практический навык, а не банальную теорию, которую забудете через 30 минут.

Требования и критерии к бизнес-тренингу:

Модульное обучение;

Должна присутствовать определенная структура;

Тренинг должен быть интерактивным;

Теория не должна превышать практику по количеству минут;

В тренингах используются разминки-игры;

Данные требования довольно специфичны и нужны в большей степени именно тренерам для того, чтобы грамотно оценить эффективность своей работы. Для обычных людей достаточно понять и запомнить три пункта: наличие тренера, наличие группы, практическая работа.

Настоящие возможности лежат там, где их никто не видит. Если на совещании 90% присутствующих голосуют «за» то или иное предложение, я выбрасываю его в корзину. Причина проста: если все эти люди так явно видят эту возможность, то скорее всего над этим работает много других компаний, и нам не будет принадлежать лидерство в этом.

Джек Ма
Что нельзя считать бизнес-тренингом?
Вы, наверное, уже поняли, что очные мероприятия, рассчитанные на 300 человек и выше, нельзя называть тренингами в чистом виде. Все потому, что тренер просто не сможет отследить, правильно ли каждый участник освоил практический навык. Кроме того, представьте, что вы уже выполнили упражнение, а все остальные участники тренинга еще нет. Вам станет очень скучно, пока вы ожидаете готовности остальных продолжать занятие. А теперь представьте, что на тренинге 300 человек, 100 из которых уже выполнили упражнение, а 200 затрудняются это сделать. Да ведь те 100 человек, которые уже закончили, просто с ума сойдут от ожидания. Вследствие этого мы потеряем бойцов, что приведет к низкой эффективности.

Любой опытный тренер знает: маленькая группа – возможность максимальной проработки. А большая группа – меньший охват знаний и навыков. Поэтому, когда вы собираетесь посетить мероприятие, рассчитанное на 200, 600, 1000 человек, важно понимать, что это выступление с мотивационной речью от спикера или лектора, но никак не бизнес-тренинг в классической форме.

Это вовсе не значит, что данные мероприятия не нужно посещать. Мы лишь хотим сказать, что туда приходят с несколько другими целями и другим настроем. Никто ведь не отменяет лекции, семинары и даже всевозможные ток-шоу (мы ведь не только учиться хотим, но и развлечься иногда). Мы говорим лишь о точности понятий, терминов и определений. Если вы посетили бизнес-тренинг, по итогу которого обзавелись только теоретическими знаниями или получили новые ощущения, то тут 3 варианта:

Вы были на лекции;

Вы посетили семинар;

Тренинг был психологическим.

Подведем итог: бизнес-тренер и мотивационный спикер – это два разных специалиста. Главное отличие – тренинг, а в частности бизнес-тренинг – это не лекция, а направленное обучение, которое дает на выходе новые навыки и повышает эффективность бизнеса или человека в сфере бизнеса. Тренер не является предводителем, он является проводником к вашим новым навыкам и знаниям.

Давайте рассмотрим несколько примеров:

Для начала возьмем тайм-менеджмент или тренинги по повышению личной эффективности. Что это значит?

Вроде бы данный тренинг является личностным. Он повествует о том, как научиться планировать свой день и распределять дела, фиксировать выполнение задач и правильно ставить цели. Если говорить простым языком, это тренинг, который научит вас больше всего успевать и чувствовать себя спокойнее. "Тайм-менеджмент это круто, но причем здесь бизнес-тренинги?" – спросите вы. "Это же не про бизнес вовсе". Но если посмотреть с другой стороны, цели и задачи бывают не только вашими личностными, но и деловыми. А технологии – общие. Поэтому, если вы научитесь применять навык правильной постановки целей и навык планирования, вы значительно увеличите свою эффективность в бизнес среде, что повлечет за собой и увеличение прибыли.

В качество второго примера возьмем тренинг "Слайды с нуля". Казалось бы, какое отношение данный навык имеет к бизнесу? Он ведь абсолютно личный, "для души". Но если вы научитесь делать крутые слайды и, благодаря этому навыку, оформите отчет для руководства, вы можете повлиять на результаты вашей работы, оценку ваших способностей и даже карьеру.
В торговом бизнесе шаг влево — шаг вправо чреват финансовыми проблемами. Суровая правда жизни — в том, что на ритейлере висит множество долгов: магазины — в аренде, оборудование — в лизинге, сотрудники — на аутсорсинге, а товар поставлен в кредит.

Дмитрий Потапенко
Стереотипы вокруг профессии бизнес-тренера

Вокруг бизнес-тренинга ходит невероятное количество ошибочных формулировок, которые навязываются путем сарафанного радио. В качестве эксперимента, прямо сейчас остановитесь на пару минут и подумайте, что первое приходит вам на ум, когда вы слышите "бизнес-тренинг" или "бизнес-тренер". Самое частное мнение – обман. Большое количество людей считают, что все подобные мероприятия созданы лишь для высасывания денег.

Теперь давайте разберем еще несколько стереотипных ассоциаций:

1. Сознание многих людей способно выхватить лишь последнее слово – "тренер". Соответственно, вполне логично возникает ассоциация со спортивным тренером.

2. Другая ассоциация – звезды шоу-бизнеса, которые работают в данной нише. И хорошо, если в голову приходит хотя бы Радислав Гандапас. Наверное, в каждом городе когда-нибудь висела афиша с его фотографией.

Мы присутствовали на одном из мероприятий Гандапаса и восхищаемся его профессионализмом, а также уважаем его за его ответственный подход к работе и людям. Сами подумайте, смогли бы вы 8 часов продержать зал? И не просто продержать, чтобы люди сидели и скучали, а держать их в постоянном интересе, чтобы они давали восторженные отзывы. Но стоит посмотреть правде в глаза – это далеко не тренинг. Гандапас действительно мастер разговорного жанра, по-настоящему выдающийся спике, оратор, популяризатор. В конце концов, он преподаватель. Но те программы, которые он делает – это шоу, с небольшим количеством элементов, относящихся к тренингам.

3. Еще одна частая ассоциация, которая возникает у людей – "московский бизнес-тренер". Мы, конечно же, утрируем – это может быть тренер из любого города, любой страны или континента. Такая ассоциация возникает из-за того, что когда профессия рванула в массы, большинство таких тренеров хлынуло именно из Москвы. Кстати говоря, они встречаются и сегодня, но профессия уже достаточно созрела, а требования к тренерам ужесточились. Так что они уже не везде уместны.

Как распознать "московского бизнес-тренера":

- Лощеный, в дорогом костюме и кучей дорогих аксессуаров, которые нарочито подчеркнуты. Или же наоборот – подчеркнутые демократичные одеяния.
- Многострочный перечень звучных регалий.
- Говорит красиво, складно. В основном рассказывает о себе любимом.
- Очень высокие ценники, которые совсем не оправданы.
- Популярные темы для рассказов: как стать владельцем трех бизнесов, как получить эксклюзивный опыт настоящего руководителя, как стать успешным и заработать свой первый миллион в 20 лет.
- Такие "специалисты" обладают особыми талантами – умением произвести отменное впечатление, энергичной и харизматичной речью, умением преподнести прописную истину таким образом, будто слушателю нереально повезло и он единственный, кому удалось узнать данный "секрет".
- После подобного тренинга остается приятное чувство эйфории, вы чувствуете прирост энергии и сил, у вас появляется предчувствие будущего счастья и удачи. Но потом, когда розовые очки исчезают, вы чувствуете "ничего", лишь пустота. Стоило оно того?
- Есть определенный тип людей, которые способны раскусить таких тренеров в процессе занятия. Но деньги то они уже заплатили. Тогда они пытаются внушить себе тот факт, что от тренинга была какая-то польза. Никто ведь не захочет признавать, что силы и финансы были потрачены впустую, на пафосного "короля", который умеет лишь красиво говорить и производить впечатление успешного человека.

Теперь вы, наверное, уже поняли, почему мы не любим, когда нас принимают за представителей данной плеяды. Если нам везет и собеседники далеки от сферы бизнеса, то есть не знают о Гандапасе, "московских тренерах" и прочих интересных моментах данной области, они задают один систематический вопрос: "А чему вы обучаете людей, вы же бизнес-тренер?"

Как вы думаете, легко ли коротко и ясно объяснить человеку, далекому от сферы бизнеса, чему учат бизнес-тренеры? И ладно, если вы обучаете людей продажам. Здесь вроде все просто и понятно. А если вы занимаетесь планированием, организацией, мотивацией, контролем или тайм-менеджментом? А если человек спросит, еще и где вы работаете, тогда вообще начинается что-то очень интересное. Представьте, каково это, объяснить человеку, далекому от всего этого, что вы работаете там, куда вас приглашают, и не имеете определенного места работы. То есть, по сути, занимаетесь фрилансом.

Бизнес – это стиль жизни! Владелец должен контролировать все процессы: от мытья полов до самой стратегии.

Дмитрий Потапенко
Надеемся, что данная статья стала для вас полезной. Теперь вы знаете, что такое кто такие бизнес-тренеры и как найти должного специалиста в нужной вам сфере.

Литовченко Александр Сергеевич
Руководитель отдела маркетинга