Вокруг бизнес-тренинга ходит невероятное количество ошибочных формулировок, которые навязываются путем сарафанного радио. В качестве эксперимента, прямо сейчас остановитесь на пару минут и подумайте, что первое приходит вам на ум, когда вы слышите "бизнес-тренинг" или "бизнес-тренер". Самое частное мнение – обман. Большое количество людей считают, что все подобные мероприятия созданы лишь для высасывания денег.
Теперь давайте разберем еще несколько стереотипных ассоциаций:
1. Сознание многих людей способно выхватить лишь последнее слово – "тренер". Соответственно, вполне логично возникает ассоциация со спортивным тренером.
2. Другая ассоциация – звезды шоу-бизнеса, которые работают в данной нише. И хорошо, если в голову приходит хотя бы Радислав Гандапас. Наверное, в каждом городе когда-нибудь висела афиша с его фотографией.
Мы присутствовали на одном из мероприятий Гандапаса и восхищаемся его профессионализмом, а также уважаем его за его ответственный подход к работе и людям. Сами подумайте, смогли бы вы 8 часов продержать зал? И не просто продержать, чтобы люди сидели и скучали, а держать их в постоянном интересе, чтобы они давали восторженные отзывы. Но стоит посмотреть правде в глаза – это далеко не тренинг. Гандапас действительно мастер разговорного жанра, по-настоящему выдающийся спике, оратор, популяризатор. В конце концов, он преподаватель. Но те программы, которые он делает – это шоу, с небольшим количеством элементов, относящихся к тренингам.
3. Еще одна частая ассоциация, которая возникает у людей – "московский бизнес-тренер". Мы, конечно же, утрируем – это может быть тренер из любого города, любой страны или континента. Такая ассоциация возникает из-за того, что когда профессия рванула в массы, большинство таких тренеров хлынуло именно из Москвы. Кстати говоря, они встречаются и сегодня, но профессия уже достаточно созрела, а требования к тренерам ужесточились. Так что они уже не везде уместны.
Как распознать "московского бизнес-тренера":
- Лощеный, в дорогом костюме и кучей дорогих аксессуаров, которые нарочито подчеркнуты. Или же наоборот – подчеркнутые демократичные одеяния.
- Многострочный перечень звучных регалий.
- Говорит красиво, складно. В основном рассказывает о себе любимом.
- Очень высокие ценники, которые совсем не оправданы.
- Популярные темы для рассказов: как стать владельцем трех бизнесов, как получить эксклюзивный опыт настоящего руководителя, как стать успешным и заработать свой первый миллион в 20 лет.
- Такие "специалисты" обладают особыми талантами – умением произвести отменное впечатление, энергичной и харизматичной речью, умением преподнести прописную истину таким образом, будто слушателю нереально повезло и он единственный, кому удалось узнать данный "секрет".
- После подобного тренинга остается приятное чувство эйфории, вы чувствуете прирост энергии и сил, у вас появляется предчувствие будущего счастья и удачи. Но потом, когда розовые очки исчезают, вы чувствуете "ничего", лишь пустота. Стоило оно того?
- Есть определенный тип людей, которые способны раскусить таких тренеров в процессе занятия. Но деньги то они уже заплатили. Тогда они пытаются внушить себе тот факт, что от тренинга была какая-то польза. Никто ведь не захочет признавать, что силы и финансы были потрачены впустую, на пафосного "короля", который умеет лишь красиво говорить и производить впечатление успешного человека.
Теперь вы, наверное, уже поняли, почему мы не любим, когда нас принимают за представителей данной плеяды. Если нам везет и собеседники далеки от сферы бизнеса, то есть не знают о Гандапасе, "московских тренерах" и прочих интересных моментах данной области, они задают один систематический вопрос: "А чему вы обучаете людей, вы же бизнес-тренер?"
Как вы думаете, легко ли коротко и ясно объяснить человеку, далекому от сферы бизнеса, чему учат бизнес-тренеры? И ладно, если вы обучаете людей продажам. Здесь вроде все просто и понятно. А если вы занимаетесь планированием, организацией, мотивацией, контролем или тайм-менеджментом? А если человек спросит, еще и где вы работаете, тогда вообще начинается что-то очень интересное. Представьте, каково это, объяснить человеку, далекому от всего этого, что вы работаете там, куда вас приглашают, и не имеете определенного места работы. То есть, по сути, занимаетесь фрилансом.