5 фактов о коучинге, которые помогут разобраться в этом вопросе

Для начала нужно понять одну важную вещь: коучинг – это не обычная консультация, как вы могли подумать. Многие люди, когда только приступают к изучению данной сферы, имеют такое ошибочное мнение, так как эти понятия действительно схожи.

Но в итоге, когда вы начнете изучать вопрос детально, поймете, что все намного сложнее, чем вы думали. Даже не сложнее, а совсем иначе. Так что же такое коучинг, и какие факторы отличают его от консультации, наставничества, консалтинга и тренингов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разберем 5 фактов, которые определяют именно коучинг и изучим современные инструменты, которые служат одной цели.

После данной статьи у вас вряд ли останутся вопросы по теме коучинга. Мы постараемся объяснить все человеческим языком, так как информация предназначена по большей части для новичков, но и опытные профессионалы смогут почерпнуть для себя кое-что полезное.

Новички после данной статьи смогут понять, ту ли сферу деятельности они выбрали, или им стоит поискать для себя что-то другое.

Содержание:

  • Кто такой коуч и что значит слово коучинг?
  • Коучинг – это вовсе не то, что вы подумали.
  • Факт первый: коучинг не является обучением других людей.
  • Факт второй: коуч и ментор – две разные позиции.
  • Факт третий: коучинг и консалтинг – два разных процесса.
  • Факт четвертый: Коучинг действительно работает.
  • Факт пятый: основная проблема любого коуча.

За свою карьеру я пропустил более 9000 бросков, проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать финальный победный бросок, и я промахивался. Я терпел поражения снова, и снова, и снова. И именно поэтому я добился успеха. 

Майкл Джордан

Кто такой коуч и что значит слово коучинг?
Говоря простым языком, коучинг – это процесс взаимодействия между наставником (коучем) и его клиентом или группой клиентов. В ходе данного процесса, вторые приближаются к своим целям, используя при этом те навыки и способности, которые у них развиты лучше всего.

Коуч – это тот человек, который помогает клиенту найти в себе именно такие навыки. Профессиональный коуч проводит со своими клиентами занятия, которые называются сессиями.

Коучинг имеет множество разнообразных направлений, таких как: личностный, бизнес-коучинг, карьерный и множество других.

Важно! Методы коучинга нацелены не на решение проблематики, а на достижение результата. Часто бывает такое, что люди приходят к коучу за помощью в решении проблем, не имея при этом сформулированной цели.

Поэтому грамотный специалист начнет работу именно с постановки целей. Его задача помочь своему клиенту точно представить результат, к которому нужно стремиться, и четко сформулировать свои цели.

Коучинг – не то, чем кажется
На самом деле, если сейчас углубиться в материал и начать искать статьи на тему разницы между коучингом и тренингом, вы вовсе не обрадуетесь результату. Коучи порой и сами не могут объяснить, в чем же все-таки отличия, поэтому полагаться на недостоверные источники не стоит. Множество “специалистов” распространяют по просторам интернета абсолютно неверную информацию следующего типа: коучинг – это когда занятия проходят индивидуально, а тренинг – когда коуч работает с группой людей. Это совсем не так. Здесь уже идет смешивание понятий и сфер деятельности. По-хорошему, на тему тренингов стоит написать отдельный материал, где уже подробно будет разбираться данный вопрос. Но сейчас речь идет только о коучинге.

Важно! Коучинг бывает и индивидуальный, и групповой.

Когда выбираете себе коуча, задайте ему такой вопрос: в чем же отличие между групповым коучингом и тренингом. Если специалист четко ответит, поздравляю, вы выбрали того, кто вам нужен. А что именно он должен ответить, разберем чуть позже.

Есть еще одно заблуждение - ходит такое мнение, что коучинг условно делится на несколько подвидов: фристайл и процессный.

Фристайл – вид коучинга, в котором клиент заранее закупает у коуча определенное количество сессий для самых разных задач, в процессе решения которых составляется план действий. А процессный – когда клиент четко представляет свое будущее и результат, к которому необходимо придти. На основании этой информации коуч может заранее продумать план действий.

Запомните! Если вы ищите себе хорошего специалиста или хотите сами стать таковым, эти методы вам категорически не подходят. Ни один уважающий себя коуч не станет работать в свободном режиме, и тем более заранее выстраивать будущие действия.

Коучинг – это процесс, в котором клиент все делает самостоятельно. Главная задача наставника – наблюдать и корректировать, если необходимо.

Коучи никогда ничего не делают вместо клиентов, потому что у них другие цели. Если вы хотите вникнуть в детали данной профессии, советуем вам посмотреть сериал “Миллиарды”. В данной картине, как раз, показана работа подобного специалиста в компании. Благодаря его работе все сотрудники работают максимально продуктивно и нацелены на результат. За счет личных встреч коуч помогает разобраться в себе и достигнуть поставленной цели!

Значительная часть того, что мы называем своей работой, состоит из пустых разговоров, смены шрифта с 10 на 12 и страстной тяги к совершенству.

Олкотт Г.

Факт первый: коучинг не является обучением других людей

Грубо говоря, клиент коуча всегда все делает самостоятельно: он находит проблему, ставит цель и выстраивает план действий. Поэтому коучинг нельзя назвать обучением. Считается, что человек, который приходит на сессию, обладает достаточной компетентностью для того, чтобы решить все необходимые задачи.

В коучинге намного важнее продуктивно изменить свое мышление, а не получить какие-либо новые знания. Кроме того, очень важным фактором является постановка правильной цели.

Коучинг – это про то, что ожидает клиентов в будущем, а не про то, что было в их прошлом. Прошлое – это скорее область, которой занимаются психологи. Если ваша цель – решить те проблемы, которые у вас есть сейчас, коуч сессия явно не поможет вам в этом.
Факт второй: коуч и ментор – две разные позиции
У коуча есть своя позиция. И отклонение от этой позиции, а тем более в сторону ментора – грубейшая ошибка. Коуч не обучает своих клиентов и не раздает советы, соответственно он не может являться ментором.

Ошибки, которые ведут к потере позиции коуча:

  • Отсутствие стратегии и навыка ее построения;
  • Слишком длинные разговоры коуча. На сессии должно быть так: 80% говорит клиент, 20% - коуч;
  • Неумение доносить до клиента пользу стрессов и напряжений;
  • Неумение улавливать то, что действительно говорит клиент;
  • Принятие всех проблем клиента, как своих;
  • Конвейер советов со стороны коуча.
Факт третий: коучинг и консалтинг – два разных процесса
Если взять обширное понятие, консалтинг – это что-то, что имеет связь с бизнесом. Но не стоит забывать о том, что все-таки это обычная консультация, переименованная по типу западных традиций для того, чтобы сделать ее более выгодной с точки зрения маркетинга.

К тому же коучинг, в отличие от консалтинга, основывается на наблюдении и сопровождении клиента до желаемого результата. Цель коуча – убедиться в том, что клиент выполнил все поставленные ранее задачи и достиг того результата, которого хотел достичь.

Когда я была подростком, меня не учили планировать моё время. Весь ритм задавался школой. Остальное время я заполняла сама, чтобы куда-то пристроить мою бурную энергию. Я училась планировать время уже после 30. Когда спать по 3−4 часа стало сложно.

Факт четвертый: коучинг действительно работает
В интернете есть немалое количество информации о том, что коучинг совсем не работает, поэтому специалисты зарабатывают единственным методом: обучая новичков. Некоторые и вовсе полагаются, что коучинг ничто иное как финансовая пирамида.

Если бы это все действительно было правдой, компании бы раздавали сертификаты направо и налево, так как важной составляющей была бы критическая масса специалистов, которые в дальнейшем смогли бы обучать других. Однако далеко не все получают сертификаты после прохождения обучения на платных курсах.

Но мы сейчас говорим об эффективности коучинга. В чем главный смысл данного процесса, если коуч – просто наблюдатель, а клиент все делает сам.
С
екрет заключается в том, что клиент полностью осознает свою проблематику и свои желания, и выстраивает цели, к которым он будет стремиться. Теперь вы понимаете, что коучинг вообще не связан с терапией? Некоторые проблемы, типа алкоголизма и наркомании, коуч не исправит. А почему? Потому что осознанность таких людей полностью перекрыта физической зависимостью.

Коуч, используя инструменты, добивается того уровня осознанности, который позволит клиенту увидеть различные пути решения поставленной задачи и найти все свои скрытые ресурсы, которые помогут в работе над результатом.

Результаты, которых коуч может добиться от клиента:
  • Осознанность своих поступков;
  • Безоговорочные действия по намеченным шагам;
  • Новые импульсы для нового действия;
  • Умение определить приоритетность целей;

А теперь сами подумайте, если коучинг неэффективен, то почему топовые компании в США вкладывают в эту сферу миллиарды долларов? Они что, настолько богаты, что могут позволить себе спускать бюджет в пустоту? Вовсе нет, просто коучинг работал раньше, работает сейчас, и точно будет работать в ближайшие годы.

Когда я была подростком, меня не учили вести диалог. У нас были приняты споры. До хрипоты и ссор. Впервые я поняла, что диалог - сила, когда у меня появились дети.
Факт пятый: основная проблема любого коуча
Тут все просто: большая часть коучей просто не умеют зарабатывать деньги. И не только самоучки, но и сертифицированные специалисты, которые проходили платные курсы.

И это неудивительно. Ведь не факт, что вы попадете на нормальный курс. Сертификат то вы получите. Только что с ним потом делать, если у вас не будет должных навыков.

Как проходят псевдо курсы:

  • Очень странные прямые эфиры на тему успешных успехов или о достижении недостижимых высот;
  • Странные по тематике группы, которые имеют накрутку лайков и подписчиков. Да, там есть живая аудитория из 100 человек. Но она состоит из друзей, родственников и знакомых администраторов паблика;
  • Если отбросить фон, который составлен из фотографий путешествий, предпринимательских мероприятий и прочей атрибутики успешных коучей, можно отчетливо разглядеть коммерческую несостоятельность.

Мы говорим именно о неумении монетизировать себя в плане маркетинга. И таких коучинговых групп огромное количество на просторах Facebook, Instagram, ВКОНТАКТЕ.

После подобных обучений неудивительно, что коучи не умеют зарабатывать и монетизировать себя.
Елизавета Борисова
Руководитель департамента производства