Ключевые ошибки
Молотком можно забивать гвозди, а можно стучать себе по пальцам. Это всего лишь инструмент. И вам решать, как им пользоваться. Точно так же реклама может являться двигателем торговли или выжимать деньги из бизнеса без отдачи. Какой будет результат, зависит от вас.
Мы считаем, что рекламу надо воспринимать как форму инвестиций: есть прибыльные стратегии, а есть убыточные. Наша цель – избавиться от всего лишнего и использовать то, что приносит деньги.
Для начала рассмотрим типичные рекламные ошибки.
Ошибка № 1. Попытка сделать рекламу как у крупных компаний
Стратегии и рекламные техники, используемые компаниями-гигантами – Coca-Cola, «Газпромом», «Билайн», «Мегафон», – неприменимы в малом и среднем бизнесе. Формат брендовой рекламы малому бизнесу противопоказан. Особенно на начальном этапе развития.
В больших фирмах целью рекламы не всегда является увеличение продаж. Бывают и другие задачи. Например, увеличение акционерной стоимости компании.
В малом и среднем бизнесе цель рекламы одна – привлечение клиентов.
Ошибка № 2. Вера в то, что рекламное агентство сделает хорошую рекламу.
В России чаще всего получается следующая ситуация, вашу рекламу будут делать вчерашние выпускники университетов, изучавшие предмет по весьма неоднозначным учебникам (которые опять же ориентированы на крупный бизнес) и роликам с рекламных фестивалей. Собственного опыта ведения бизнеса у них нет. Реклама таких специалистов в 90 % случаев будет пародией на имиджевую рекламу крупного бизнеса.
Цель большинства агентств – освоить ваш бюджет. Чем он значительнее, тем лучше, так как себе можно оставить больший процент в качестве гонорара. Даже компании, которые думают о результатах, не всегда понимают, как их достичь. Конечно, есть очень толковые специалисты. Но наш опыт показывает, что их единицы.
Стоит ли обращаться в рекламные агентства для создания рекламы? Спорный вопрос. Мы рекомендуем сделать ее самим или обратиться к конкретному специалисту, о котором хорошо отзываются другие бизнесмены, а в рекламное агентство приходить уже с готовой рекламой, чтобы ее помогли разместить на более выгодных условиях. У агентств, как у
оптовиков, бывают хорошие скидки на многих площадках.
Ошибка № 3. Глупый креатив.
Любители «глазеть» на красочную рекламу не имеют ничего общего с теми, кто заинтересован в покупке.
В малом и среднем бизнесе, цель у рекламы всего одна – стимулирование продаж. Оригинальность, креативность и красота вторичны. Два самых важных показателя, которые должны вас интересовать: сколько денег вложено в рекламу и сколько получено в итоге. Вложили рубль – получили два? Отлично! А если реклама не окупает себя – неважно, насколько она хороша с точки зрения дизайна. Неважно, нравится ли она людям.
Ценность рекламы, не приводящей клиентов, равна нулю.
Ошибка № 4. Отсутствие формул и структуры. Все, что вы пишете: каждое слово, каждый символ, каждая тень должны продвигать сообщение, которое вы пытаетесь передать. Недостаточно сесть и придумать несколько строк, дописать телефон и поставить красивую картинку. Важно сознавать, зачем тот или иной элемент присутствует в рекламе.
Ошибка № 5. Плохой пример для подражания.
Не думая заимствовать рекламу конкурентов и их приемы – плохая стратегия. Другие компании сами часто не понимают, что делают. Нужно уметь различать, где хорошая реклама, а где нет. И использовать лишь то, что действительно работает.
Ошибка № 6. Отсутствие контроля за результатами.
В малом и среднем бизнесе рекламные бюджеты ограниченны. При этом эффективность рекламы измеряется редко: идут звонки – и хорошо. Откуда и сколько клиентов пришло, никто не считает. А если клиенты не реагируют на рекламу, то попытки разобраться, почему так происходит, не предпринимаются.
Люди не знают, что процесс рекламирования измеряем и контролируем. Иногда они пытаются определить эффективность рекламы, полагаясь на мнение знакомых, коллег и друзей. Крайне нежелательный вариант! Поведение людей в случае опроса не соответствует реальности. Они подстраивают свои ответы под то, что им кажется правильным, а покупают то, что больше хочется.
Поэтому прежде, чем размещать ту или иную рекламу, необходимо заранее продумать способ замера результата. И он не должен основываться на мнении людей. Нужно полагаться на цифры и факты.
Ошибка № 7. Непродуманная стратегия
Отдельно взятая реклама – лишь часть общей картины. Важно иметь план, стратегию:
✓ С какой периодичностью и где размещать рекламу?
✓ Какой продукт рекламировать в первую очередь?
✓ Сколько касаний необходимо сделать, чтобы человек совершил покупку?
Фундамент успешной рекламы
Считается, что люди, живущие вблизи большого водопада, со временем перестают воспринимать издаваемые им звуки. Так же происходит с рекламой в XXI веке, она воспринимается как шум, который со временем перестаешь замечать. Люди стали реагировать лишь на те предложения, которые соответствуют их внутренним запросам.
Message Media Market
В рекламе есть правило трех «М»: Message Media Market. Этот принцип выдвинул Дэн Кеннеди – один из лучших маркетологов мира. Суть трех «М» заключается в том, что в рекламе должны быть правильно определены три составляющие:
✓ message – сообщение;
✓ media – способ передачи сообщения;
✓ market – рынок или целевая аудитория.
Если что-то упустить из виду, реклама не будет работать. Например, если вы придумали хорошее спецпредложение (message), выбрали правильную целевую аудиторию (market), но разместили свое сообщение в неправильном месте или на неправильном носителе (media), реклама может оказаться провальной.
Рекламируйте не товар или услугу, а результат, который они дают. Покажите людям решение проблемы, продемонстрируйте выгоды.
Часто предприниматели пытаются продать товар, описывая его необыкновенные свойства. Но это привлекает лишь тех клиентов, которые уже решили купить товар.
Поясним на примерах истинную мотивацию покупателей:
✓ Что хочет получить женщина, покупая косметику? Очевидно, ее интересуют красота, привлекательность, возможность нравиться мужчинам.
✓ Для чего человек покупает еду? Он хочет получить ощущение сытости,
удовольствие от приятного вкуса.
✓ Что хочет получить мужчина, покупая дорогие часы или дорогую машину? Он получает возможность повысить или укрепить свой статус в глазах окружающих.
✓ Что хочет получить семейная пара, покупающая мебель? Диван – это
комфортный отдых, шкаф – удобство в размещении вещей или предметов.
✓ Что хочет получить человек, покупая пылесос? Вероятно, чистоту в доме.
✓ Зачем человек обращается к адвокату или риелтору? Он хочет получить защиту, почувствовать себя уверенным и сэкономить время.
✓ Для чего выпускники школ поступают в вузы? Чтобы в дальнейшем иметь
постоянную, престижную и высокооплачиваемую работу.
Продавайте результат – это привлечет гораздо больше потенциальных клиентов, так как ранее люди могли не задумываться, нужен ли им ваш продукт.
Существует два варианта результата, которые можно продавать. Первый – вы помогаете избежать негативных состояний и дискомфорта:
✓ стресса, страха, беспокойства;
✓ материальных потерь;
✓ неловкой ситуации;
✓ необходимости напрягаться;
✓ утраты шанса;
✓ проблем со здоровьем, боли.
Второй вариант – положительная мотивация, которая включает:
✓ желание развлечься, получить удовольствие от чего-либо;
✓ получение материальных ценностей: денег, подарков;
✓ создание хорошей репутации, повышение статуса и популярности;
✓ признание окружающих;
✓ успех у противоположного пола, любовь, семейное счастье;
✓ экономия времени или денег;
✓ повышение уровня комфорта;
✓ желание получить ощущение спокойствия и безопасности;
✓ удовлетворение любопытства;
✓ желание стать в чем-то первым.
Какая реклама наиболее эффективна
Существует большое количество рекламных площадок и носителей:
✓ листовки и флаеры;
✓ билборды;
✓ журналы и газеты;
✓ интернет-реклама;
✓ почтовая рассылка;
✓ транспорт;
✓ сарафанное радио;
✓ радио и телевидение и т. д.
Не существует одинаково эффективной рекламы сразу для всех направлений бизнеса.
Самое правильное решение – тестировать доступные виды рекламы и использовать
наиболее эффективные.
Но даже в этом случае необходимо понимать, что если сегодня у вас хорошо работает реклама по ТВ, это не значит, что завтра она будет так же эффективна. Все меняется.
Как определить эффективность рекламы
Тестирование различных вариантов – один из ключей к быстрому росту бизнеса и отрыву от конкурентов. Если у вас уже есть приличный рекламный бюджет, составляющий хотя бы $1000 в месяц, его лучше дробить и тратить именно на тестирование. Что-то сработает,
а что-то нет. Так вы постепенно будете отбирать самые эффективные варианты рекламы для своего бизнеса.
Front-end и back-end
Рекламировать надо что-нибудь дешевое и очень привлекательное – front-end-продукт. Клиент должен захотеть его получить, отреагировать на рекламу и наладить с вами коммуникацию: позвонить, зайти на сайт, написать письмо, прийти в магазин.
После сбора контактов вы можете осуществлять основные продажи – некоторые сразу, но большая часть будет происходить в дальнейшем, когда покупатели созреют. Товары или услуги категории front-end не предназначены для получения основной прибыли, они бесплатные или стоят очень дешево.
Реклама малого бизнеса не работает на бренд, как в крупных компаниях. Она всегда является рекламой прямого отклика. Увидев ее, клиент должен сразу совершить какое-то действие: позвонить, пройти по ссылке на сайт, зайти в магазин. Заманчивый front-end позволяет получить гораздо больше контактов, а потом снова и снова делать продажи.
Back-end – это продукты, приносящие компании основной доход. Именно на них зарабатываются реальные деньги то, ради чего бизнес затевается. Очевидное разделение продуктов на front-end и back-end не использует практически никто, хотя оно необходимо. Так, одна компания, занимающаяся пластиковыми окнами, привлекает клиентов бесплатной установкой в течение зимних месяцев, вплоть до 29 февраля. В данном случае заманчивый front-end – бесплатная установка, а back-end – продажа
пластикового окна, источник основного дохода компании.